САЙТ

«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА

WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU

ГОРОД ПЕТРОЗАВОДCК ЭТО: ок. 282 700 жителей – 2202 жилых дома – 13909 уличных фонарей – 33 моста – 5 площадей

ЛЮДИ ГОРОДА. ОБО ВСЕХ ДИРЕКТОРАХ ОНЕЖСКОГО (АЛЕКСАНДРОВСКОГО И ПЕТРОВСКОГО) ЗАВОДА.

 

Знатность "по годности считать"

Начнем с Петровского завода, основанного по указу Петра I в конце августа 1703 года. Сведений об этом периоде сохранилось мало. Известно лишь, что строителем и первым начальником Петровского завода был московский горный мастер Яков Власов, принадлежавший к той новой породе людей, чье служебное положение было добыто не знатностью рода, не влиятельными связями, а только личными способностями и трудом. Петр I смело вывел многих простых людей на командные посты в российской промышленности, в армии и на флоте, приказав отныне знатность их "по годности считать".

Уже к декабрю 1703 года Я. Власов построил первые две домны нового завода, устройство  которых отличалось исключительной целесообразностью, а в январе 1704 года он же учинил пороховую пробу первой корабельной пушки, вылитой на Петровском заводе. Весной того же года первая партия пушек была отправлена на Олонецкую верфь для вооружения строящихся фрегатов.

Вскоре после пуска первых домен Яков Власов постепенно устраняется от руководства предприятием и покидает Петрозаводск.

С 1705 года Петровским заводом фактически управлял олонецкий вице-комендант Алексей Степанович Чоглоков. Завод активно строится, заказы на пушки и ядра следуют один за другим, кроме них на заводе изготовляется большое количество ружей и холодного оружия.

В 1713 году начальником и комендантом Олонецких заводов назначается полковник артиллерии Виллим Иванович Геннин, голландец по происхождению, принятый на русскую службу еще в 1698 году. Пребывание Геннина в должности начальника Петровских заводов совпадает с самым ответственным периодом Северной войны. В. Геннин применил механическую обработку металла с использованием силы воды, разработал и описал технологию отливки пушек по деревянным моделям, распространенную затем на всех пушечных заводах России. Петровский завод при Геннине становится одним из самых передовых предприятий своего времени. При нем петрозаводское оружие получило европейское признание.

С окончанием Северной войны значение Петровского завода падает. В 1721 году В. Геннин покидает Петрозаводскую слободу и переводится на уральские заводы, где переоборудует и строит вновь домны на олонецкий манер.

После отъезда В. Геннина на Урал и последовавшего вскоре (1734 г.) закрытия Петровского завода, руководство Берг-коллегии, которой подчинялись Петровские заводы, принимает меры по сохранению и консервации оборудования, содержанию в рабочем состоянии заводских плотин.

В документах упоминаются фамилии советника Берг-коллегии В. Райзера и начальника Канцелярии Олонецких Петровских заводов В. Бланкенгагена, осуществлявших в 30-е-60-е 18 века надзор за состоянием и работой чугуноплавильного завода и позднее медеплавильного, действовавшего на месте пушечного. Кстати, российская медная монета с 1755 года долгое время чеканилась из металла, который поставлял в столицу Петровский медеплавильный завод.

В 1768 году начинается полоса русско-турецких войн, длившихся с перерывами более столетия, вновь требуется много пушек, и взор императрицы Екатерины II опять обращается к Петрозаводской слободе. Екатерина повелевает "возобновить действие Петровских заводов".

В 1772 году главным командиром заводов назначается талантливый русский инженер-металлург Аникита Сергеевич Ярцов. В мае 1773 года им был заложен новый пушечно-литейный завод, располагавшийся в 600 саженях выше бывшего Петровского завода. 30 июня 1774 года задуты две первые доменные печи Александровского завода, а 13 октября отлита первая пушка.

При Ярцове были построены оригинальные гидротехнические сооружения, вертикальная печь, облицованная металлическим листом (вагранка), поршневая воздуходувная машина с водяным приводом, проводились опыты по изготовлению пушек методом глухого литья с последующим рассверливанием пушечного ствола.

В 1782 году (по другим источникам в 1780 г.) А.С. Ярцов переводится в Петербург, где становится управляющим Горным училищем, преобразованным позднее в Горный институт. Но еще долгие годы Ярцов поддерживал связь с заводом, следил за его деятельностью.

После отъезда Ярцова начальником Олонецких заводов назначается Федор Граматчиков. Вероятно, это был не очень сильный специалист. При нем падают объемы производства пушек, снижается их качество. В отдельные месяцы брак доходит до 70 процентов.

Правительство ищет замену Граматчикову и приглашает на российскую службу директора Карронских пушечных заводов из Шотландии Чарльза Гаскойна.

Новые идеи, новые технологии

В 1786 году Гаскойн с группой своих помощников приезжает в Петрозаводск. Он привозит с собой новые идеи, новые технологии, обустраивает завод на английский манер. Деревянные цеха заменяются каменными – пожаробезопасными, строится первая в России железная дорога, изготавливается первая паровая машина производственного назначения (ведь первая машина Ползунова была только экспериментальной). Резко уменьшается брак при производстве пушек, широко практикуется изготовление изделий художественного литья, завод становится монополистом по производству весовых питейных и хлебных мер.

В короткие сроки проводится коренная реконструкция завода, устанавливаются новые сверлильные станки, краны для подъема тяжестей, вводится сдельная оплата труда, упрощается бухгалтерский учет. "Гаскойн велик… Петрозаводск знаменит…" – писал русский полководец А.В. Суворов после посещения нашего города.

Управляя Александровским заводом, Ч. Гаскойн строит Кронштадтский и Петербургский литейные заводы, а позднее – завод в Луганске и осуществляет над ними руководство, часто и надолго уезжая из Петрозаводска.

Двадцать лет он управлял Олонецкими заводами, пока тяжелая чугунная плита  александровского литья не обозначила его последнее пристанище на лютеранском кладбище Петрозаводска. Кстати, через два года будет 200-я годовщина со дня смерти Гаскойна, а у нас в городе ничто не напоминает об этой неординарной личности, вписавшей яркие страницы в историю Петрозаводска.

Во время длительных отлучек Гаскойна управление Александровским заводом осуществляли его помощники А.А. Фуллон, А.В. Армстронг, А.М. Полторацкий.

Александр Маркович Полторацкий и сменил Гаскойна в 1806 году на посту горного начальника Олонецких заводов. К тому времени он уже около пятнадцати лет отработал на заводе, пользовался полным доверием Гаскойна и даже был женат на его дочери. Свой талант руководителя и инженера Полторацкому удалось ярко проявить во время борьбы с наводнением 1800 года. Благодаря его грамотным решениям удалось спасти завод от серьезных разрушений и выйти из трудной ситуации с наименьшими потерями. Правда, заводом он управлял недолго. Уже в следующем 1807 году А.М. Полторацкого  переводят в Петербург управляющим монетным департаментом.

После него к руководству Александровским заводом на несколько десятилетий опять приходят иноземцы. До 1818 года в должности горного начальника и директора завода работает Адам Васильевич Армстронг, в свое время вывезенный Гаскойном из Англии. В заслугу А. Армстронгу следует вменить открытие месторождения огнеупорной глины под Вытегрой, которую раньше привозили из Англии, и возвращение к использованию древесного угля вместо каменного, что значительно удешевляло стоимость чугуна.

В 1819 году Олонецкие заводы перешли в управление горного начальника Александра Андреевича Фуллона и находились в его ведении до 1833 года. Объемы производства пушек в эти годы значительно возросли.

Следующее десятилетие работы завода связано с именем еще одного иностранца – Романа Адамовича Армстронга. В годы его управления при заводе был впервые создан музей, коллекции которого явились основой для открытого в 1873 г. Олонецкого губернского музея.

Здесь необходимо назвать также фамилии П.Г. Чебаевского, Ф.И. Бутенева и В.Е. Кларка, непосредственно управлявших Александровским заводом при Фуллоне и обоих Армстронгах. Причем Василий Егорович Кларк отработал на заводе 56 лет и последние 35 лет являлся его управителем. Умер он в 1842 году.

Р. Армстронга на посту горного начальника сменил Николай Федорович Бутенев. В годы его управления, продолжавшегося с 1843 г. по 1859 г., Александровский завод увеличил свою производительность более чем в два раза, производя ежегодно, особенно во время Крымской войны, более 100 тысяч пудов орудий и 300 тысяч пудов снарядов, тогда как при нормальных условиях – не более 60 тысяч пудов орудий и 100 тысяч пудов снарядов в год.

Надо упомянуть также помощников Бутенева – Александра Петровича Баранцева и Ивана Петровича Егорова – непосредственных управителей Александровского завода.

Здесь надо сделать пояснение. Если перевести на современный язык, то должность горного начальника, которому подчинялись все заводы Олонецкой группы, можно приравнять к должности генерального директора, а должности смотрителей и управителей отдельных заводов – к должностям директоров дочерних обществ, не забывая, что Александровский завод был главным предприятием в системе Олонецких горных заводов.

Сменил Н.Ф. Бутенева полковник Николай Александрович Фелькнер, который с 1859  по 1872 г.г. провел коренную реконструкцию завода. Были построены новая литейная фабрика, кузница, слесарно-механическая фабрика и часть пушечно-сверлильной фабрики. При нем введена машинная формовка снарядов малого калибра, отлиты самые большие в заводской истории 15-дюймовые пушки, диаметр канала ствола которых составлял 380 мм, а вес готовой пушки около 20 тонн.

Реконструкция завода продолжалась и при следующем горном начальнике – Порфирии Ефимовиче Холостове, управлявшем заводом с 1872  по 1883 г.г. Вместо доменных печей построены газолитейные, введено механическое испытание чугуна для определения его качества, установлены десятки новых станков, производится нарезка канала ствола орудий.

На праздновании 100-летия Александровского завода отмечалось, что за это время заводом изготовлено 37 тысяч орудий разного калибра, не говоря уже о громадном количестве боеприпасов, якорей и других изделий из чугуна.

Но время чугунных пушек уходит в прошлое, они становятся достоянием музеев, а на смену им приходят стальные нарезные орудия, точность и дальность стрельбы, скорострельность которых неизмеримо выше, чем у чугунных. С 1881 года Александровский завод становится только снарядоделательным.

Новые страницы в истории завода

С 1883 г. по 1889 г. заводом управлял горный начальник Перловский В.В. В это время Олонецкие горные заводы за участие в промышленно-художественной выставке в Москве были награждены дипломом 3-го разряда, соответствующим бронзовой медали.

Возглавивший завод в 1889 году Василий Федорович Поляков вновь попытался сделать завод конкурентоспособным и, сократив большое количество работников, добился его рентабельности.

В 1892 году, вместо оставившего по болезни службу В.Ф. Полякова, в должность горного начальника вступил Николай Иванович Оссовский. В деятельность завода он внес строгую расчетливость и исполнительность. Не склонный по натуре к увлечению рискованными проектами, он никогда не отрывался от действительности, предпочитая синицу в руках заманчивому журавлю в небе. Но эти меры уже не могли принести ощутимых результатов.

В 1901 году к управлению приходит Иван Степанович Яхонтов, последний горный начальник и директор завода дореволюционного периода. Он проводит очередную реконструкцию завода, "гвоздем" которой являлась организация собственного сталелитейного и прокатного производства. В начале века вступили в строй первые гидротурбины, начал работать новый мартен, появились первые телефоны и электромоторы. Тем не менее Александровский снарядоделательный завод оставался самым отсталым предприятием страны. Высокая себестоимость продукции, большой процент брака, недогрузка основных цехов нередко ставили завод на грань полной ликвидации.

Производственная деятельность завода активизировалась в связи с началом первой мировой войны – в 1916 году производство снарядов в сравнении с 1913 годом увеличилось вдвое, число рабочих возросло в полтора раза. Но это была уже "лебединая песня" одного из старейших российских предприятий.

После февральской революции рабочие в марте 1917 года добиваются отставки Яхонтова и других руководителей завода. Рабочими руководит пока что классовый инстинкт, в их поступках находит выход ненависть, накопленная долгими десятилетиями бесправия и нужды.

Новый начальник завода Синоленцкий также не нашел общего языка с трудовым коллективом и через год в марте 1918 года был уволен с завода за бездеятельность, противодействие перестройке и саботаж. С этого момента начинается советский период деятельности завода.

Жизнь завода висела на волоске…

Александровский завод был единственным в Карелии крупным промышленным предприятием, унаследованным Советской властью от старого строя. Победившему народу достался завод с коллективом почти в две тысячи человек, не обеспеченный ни металлом, ни финансами и не имевший никакого другого "запасного" производственного профиля, кроме военного.

В марте 1917 года на объединенном заседании общественных организаций завода было утверждено временное положение по управлению Олонецким горным округом и Александровским заводом. Заседание избрало коллегию по управлению заводом из пяти человек, которая и являлась хозяйственно-административным органом завода.

Председателем коллегии и директором завода был утвержден инженер-металлург Александр Михайлович Пригоровский.

К тому времени ему было 32 года. Закончив в 1911 году Петербургский политехнический институт, Пригоровский два года работал в Германии на заводах Круппа. В 1914-1915 г.г. служил в армии в качестве командира роты, а в феврале 1916 г. был направлен на Александровский завод помощником заведующего мартеновским цехом.

В конце октября коллегиальное управление было заменено правительственным правлением, а в декабре 1919 года ликвидируется и оно. В руководстве заводом восстанавливается принцип единоначалия. У директора Пригоровского имеются два помощника – по технической части инженер М.М. Карнаухов, по хозяйственной части и кадрам В.В. Пономарев. А еще раньше и сам завод сменил название: теперь он называется Онежский металлургический и машиностроительный завод.

Новое руководство начинает выводить предприятие из производственного тупика. Коллектив получает финансовую помощь для переоборудования завода на выпуск мирной продукции. В результате освоен ремонт паровозов для Мурманской железной дороги, размещены заказы на изготовление специального оборудования.

но он выжил

Прикладывая громадные усилия, завод выжил. В 1920 году паровозоремонтный цех выпустил из среднего ремонта 26 паровозов и около сотни товарных вагонов, а литейных цех изготовил свыше 20 тысяч пудов чугунных и медных запасных частей.

За достигнутые успехи Онежский завод был включен в список 106 ударных предприятий РСФСР.

В марте 1922 года А.М. Пригоровский переводится на работу в Москву, а затем направляется в Берлин в составе комиссии по закупке оборудования для России.

Спустя семь лет, он эмигрировал и остался жить за границей, переехав в Англию.

Онежцы перестраиваются

Сергей Михайлович Эрихман, вступивший в должность директора завода после отъезда Пригоровского, прибыл на завод в 1915 году после окончания Московского высшего технического училища и сразу выделился среди других специалистов неординарностью своего мышления, самостоятельностью. После революции Сергей Михайлович оказался одним из немногих старых специалистов, которым рабочий коллектив доверил судьбу завода.

Эрихман переориентирует производство на выпуск дорожных машин, так необходимых молодой советской республике. Онежцы преодолевают трудности, наращивают объемы производства.

В душе Эрихман всегда был "технарем" и в 1926 году передает завод новому директору, а сам до сентября 1933 года работает главным инженером, затем покидает Петрозаводск. Талант и знания С.М. Эрихмана долго еще будут востребованы в советском машиностроении.

Директор исключен из партии

Об Иване Михайловиче Жданове, директоре нашего завода в 1926-1928 годах сведений очень мало. Усложнявшиеся производственные задачи требовали подготовки квалифицированных кадров. Грамотное рабочее пополнение приходило в цехи из заводской школы ФЗУ. Директор поддерживал молодежь, ее стремление к знаниям, помогал в организации спортивных соревнований и занятий художественной самодеятельностью.

Но в определении курса, которым должна была двигаться страна в предстоящие годы, И.М. Жданов выбрал неверную линию. Он, практически в одиночку, поддержал на заводском партсобрании троцкситско-зиновьевскую оппозицию, был исключен из партии, а позднее освобожден и от должности директора завода.

Годы первой пятилетки

Оскар Гансович Саар управлял заводом с августа 1926 года по июнь 1930 года, а затем после перерыва весь 1931 год. Это было время, когда Советский Союз вступал в период индустриализации. К началу первой пятилетки Онежский металлургический и машиностроительный завод значительно превысил довоенный объем производства. В 1929-30 году он выпустил 4500 дорожных машин, а после реконструкции их производство предполагалось увеличить более чем в 10 раз. За всю свою историю завод ни разу не подвергался такому обновлению, как в годы первой пятилетки.

На короткое время во второй половине 1930 года О.Г. Саара сменил Виктор Петрович Ванхонен, который проработал директором завода всего полгода и в декабре того же года уехал на учебу в Ленинградскую промышленную академию.

После вторичного ухода с завода О.Г. Саара в феврале 1932 года директором завода был назначен Иван Васильевич Воробьев. Ему тоже не суждено было долго поработать на заводе. Конец первой пятилетки складывался достаточно трудно – завод в очередной раз менял свой производственный профиль. Возникала масса проблем, а спрос в то время был очень строгим. За провал плана второго и третьего кварталов 1932 года директора освобождают от работы.

Его тёзке, Ивану Васильевичу Максимовскому повезло больше – он возглавлял завод с декабря 1932 г. по март 1935 г.

В период строительства Беломорско-Балтийского канала завод изготавливает приводы шлюзовых ворот и каркасы перепускных затворов. Онежцы монтируют это оборудование прямо на месте. В начале 1934 г. завод начинает осваивать производство 200-сильных паровых машин и 50-сильных судовых двигателей и быстро переходит на их серийный выпуск. Большое место в общем объеме производства занимает спецпродукция – завод производит снаряды, сталь для авиационных двигателей.

В марте 1935 года директором Онегзавода был назначен "выдвиженец" горкома партии Григорий Герасимович Юрков, но и он долго не задержался на этом месте. Уже в декабре его сменил Пантелеймон Захарович Старущенко. К тому времени у него был уже богатый опыт руководства крупным промышленными предприятиями в Ленинграде, Николаеве, на Урале. При Старущенко Онежский завод становится универсальной базой по производству для механизации лесозаготовок, осваивает производство электропил, газогенераторных установок, передвижных электростанций и других изделий. Многое было сделано и для улучшения быта работников завода: отремонтированы общежития, построено пять новых домов.

Однако крайне обширная номенклатура заказов отрицательно сказывалась на деятельности завода, он перестал справляться с программой, стал приносить убытки. Виновного нашли достаточно быстро. Шел 1937 год. Директору  поставили в вину участие в "зиновьевской" оппозиции в бытность его работы в Ленинграде, исключили из партии. По ложному обвинению в шпионаже в пользу Финляндии П.З. Старущенко был осужден и 14 января 1938 года расстрелян. Спустя двадцать лет он был реабилитирован в судебном, а затем и в партийном порядке.

От ученика до директора

В декабре 1937 года директором завода был назначен Андрей Николаевич Брызгалов, выросший на заводе, пройдя путь от ученика школы ФЗУ до начальника энергоцеха. Было директору в то время 28 лет.

Брызгалов смело выдвигает на руководящую работу молодых специалистов, выросших, как и он сам, на заводе. Продукция лесного машиностроения доминирует в программе завода, появляется возможность более узкой специализации цехов. Реконструкция не обошла стороной ни один цех, ни один отдел. За 1938-1941 годы в предприятие было вложено 6,5 миллиона рублей. Перед "финской" войной завод получил особо важное правительственное задание – изготовить фермы для мостов железнодорожной ветки Петрозаводск – Суоярви. Сутками не выходя из цехов, онежцы к намеченному сроку сделали все, что от них требовалось. Многие из них были отмечены правительственными наградами.

Директор завода А.Н. Брызгалов был награжден орденом Ленина.

В должности директора Брызгалов работал до марта 1941 года. Затем, уже в Красноярске, трудился главным энергетиком, а после возвращения в Петрозаводск вплоть до 1959 года – главным инженером завода.

Завод становится военным

Владимир Владимирович Тиден, принявший завод в марте 1941 года, трудился в республике с 1925 года – на партийной и комсомольской работе, а на завод пришел после окончания Архангельской промышленной академии. В истории завода его срок отмечен самой малой мерой. Уже в июле 1941 года он формирует партизанский отряд "Красный онежец" и уводит его в тыл врага. Спустя три года, будучи командиром стрелкового полка, В.В. Тиден погиб при освобождении от фашистов белорусского города Россь.

А сам завод на время Отечественной войны был эвакуирован в г. Красноярск и там на базе небольшого местного завода выпускал снаряды для фронта. Архив тех военных лет, к сожалению, почти не сохранился. Известно только, что начальником эвакуации, т.е. фактически директором завода в июле 1941 года был назначен Степан Иванович Андреев. Перед войной он работал коммерческим директором.

Военным заводом № 863, созданным из Красноярского механического и Онежского машиностроительного заводов, до 1943 года руководил Н.В. Масеткин, сменивший красноярца Д.П. Васильева, а в 1943-1944 г.г. – А.М. Поликарпов, перед самой  войной (в апреле 1941 года) назначенный главным инженером Онегзавода.

После войны  оба они работали в системе лесной промышленности. А.М. Поликарпов – директором завода в Подмосковье, а Н.В. Масеткин – в Главлесзапчасти и были тесно связаны с новыми руководителями Онегзавода, с которыми вместе трудились в годы войны.

Директора послевоенной поры

О них известно и написано достаточно много, но хотя бы кратко следует напомнить.

На плечи Михаила Дорофеевича Филиппова, руководившего заводом с 1944 по 1951 год, выпала  трудная задача – поднять предприятие из руин, восстановить его производственный потенциал. И с этой задачей он успешно справился – уже в 1948 году завод превысил довоенный объем выпуска продукции.

Иван Васильевич Грачев, хотя и пришел на завод в 1951 году со стороны, но быстро вписался в коллектив и пользовался у онежцев заслуженным авторитетом. С него началось карельское тракторостроение, строилось много жилья, развивалась социальная сфера. Проведена очередная реконструкция завода, в первую очередь литейного цеха. Был заново создан участок штампов и приспособлений, строились и оснащались современным оборудованием новые цехи. Без остановки производства освоен серийный выпуск модернизированного трактора ТДТ-40М.

При И.В. Грачеве на заводе широко развернулось социалистическое соревнование и движение за коммунистическое отношение к труду.

Работать на перспективу

Надо сказать, что у директоров завода послевоенного времени, в отличие от их предшественников, была возможность работать на перспективу. Своеобразный рекорд установил Борис Наумович Одлис, сменивший И.В. Грачева в августе 1961 года. В течение 25 лет он возглавлял крупнейшее предприятие нашего города. При нем было создано практически все семейство "пятьдесятпятых" машин, постоянно наращивался их выпуск. Среди предприятий отрасли Онежский тракторный был на хорошем счету. Не случайно именно в эти годы завод был награжден орденом Ленина и орденом Октябрьской Революции – двумя высшими орденами СССР, а в заводском музее находятся семь памятных Красных Знамен, врученных коллективу на вечное хранение за трудовые победы.

В 1986 году директорское кресло занял Николай Михайлович Волнухин. Выпускник Горьковского политехнического института, он до этого назначения успел поработать в производственно-диспетчерском отделе, начальником сварочного цеха, секретарем парткома, приобрел необходимый опыт руководства. Первые пять лет было достаточно спокойно – завод работал стабильно, каждый месяц с конвейера сходило по тысяче тракторов (сегодня в это трудно поверить), строилась вторая площадка, детские сады, жилье. А если и возникали проблемы, то при плановой экономике всегда можно было надеяться на поддержку государства.

Нарушилось спокойствие при появлении "рабочего комитета", но Николай Михайлович выдержал. А потом все стало постепенно рушиться. С развалом Советского Союза прервались десятилетиями отлаженные хозяйственные связи с другими заводами. На помощь государства надежды уже не было. Такая же участь постигла и другие машиностроительные предприятия, не только Онежский тракторный. Трелевочная техника оказалась невостребованной, так как у лесников не хватало денег, чтобы купить наши машины. Быстро перейти на выпуск другой продукции было практически нереально – большую часть оборудования составляли станки, рассчитанные на изготовление тракторов.

Резко упали объемы производства. Появились проблемы с выплатой зарплаты, задержки доходили до 10 месяцев. Пришлось даже вводить внутризаводские деньги. Их так и называли заводчане – "волнушками". Не обошлось и без такой непопулярной меры, как сокращение кадров, на что директор долго не решался.

У руководителей не хватало знаний в области рыночной экономики и Н.М. Волнухин "посадил за парту" команду своих управленцев, сам показав пример. Десятки онежцев, прежде всего работников управления, начальников цехов и отделов изучали в КарелНОКе, институтах повышения квалификации кадров, на семинарах новые методы руководства предприятием в условиях рыночной экономики. Стали применять знания на практике – изменили структуру завода, создав дочерние общества с большей долей  самостоятельности, чем у цехов. В то время это помогло. К концу 90-х годов обстановка несколько стабилизировалась. Помаленьку начали выпускать колесные машины ТЛК-4-01 и ШЛК-6-04, наращивали выпуск ТЛТ-100 и ТЛТ-100-06, пришедших на смену "пятьдесятпятке". Несмотря на все беды, свалившиеся на завод в последнее десятилетие, он выжил, устоял, и в этом, на мой взгляд, есть большая заслуга Н.М. Волнухина и его команды.

После собрания акционеров, состоявшегося 25 июня 2002 года, генеральным директором ОАО "ОТЗ" был избран Константин Викторович Иванов, руководитель компании "Инавтомаркет", сотрудничество с которой у завода началось еще в 1997 году. Новому директору в момент избрания было всего 33 года. Первым совместным проектом стал перевод тракторов ОТЗ на новые двигатели Минского моторного завода. Удалось взять под контроль ситуацию на рынке тракторов, восстановить кредит доверия банков, была создана дилерская сеть завода в регионах.

К своему 300-летию и внешне завод преобразился, вновь открыл свои двери для посетителей заводской музей.

Новое руководство по-своему оценило ситуацию и взяло курс на объединение – в состав завода вернулись бывшие дочерние общества: ремонтно-механический, инструментальный, чугунолитейный цехи, ГСКБ. Другие же: санаторий-профилакторий, гостиница, ЗАО "Онежец-Техуниверсал" были проданы.

Не прошло и двух лет, как у завода вновь сменился собственник. В апреле 2004 года ОТЗ вошел в состав концерна "Российские тракторные заводы", объединившего ряд тракторных заводов и два НИИ. Новым генеральным директором Онежского завода назначен Виталий Павлович Кириллов. Это человек, имеющий солидный опыт работы на производстве. Прошел путь от технолога до директора по производству Чебоксарского агрегатного завода. Последние годы работал коммерческим директором и директором по экономике и финансам, т.е. на машиностроительном предприятии, каким является наш завод, В.П. Кириллов человек не случайный, так как производство знает не по наслышке. Будем надеяться, что ему удастся быстро разобраться в заводских проблемах и продлить жизнь одного из старейших российских предприятий еще на долгие годы.

Вступив в четвертое столетие своей истории, онежцы с надеждой смотрят в будущее. Так пусть же эти надежды оправдаются.

Материал из:

1. Материал опубликован в газете «Онежец» в 2004 г. Автор статьи - Л. Тетерин, директор заводского музея.

 

 

ТАКЖЕ СМОТРИ НА «ПЕТРОЗАВОДСК-2»:

 

НА ДОСУГЕ

НОВОСТИ

ПЕТРОЗАВОДСК

ПОЛЕЗНО

О САЙТЕ

Афиша

Справочники

 

 

Пейджер-шлюз

Отправка SMS

 

Главные новости

Политика

Транспорт

Происшествия

Спорт

 

ГОРОД: ОБЩАЯ ИСТОРИЯ, ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ ГОРОДА. ХРАМЫ ГОРОДА. СООРУЖЕНИЯ…

 

ЛЮДИ: СТРОИТЕЛИ, ПОЧЁТНЫЕ ГРАЖДАНЕ, ГЛАВЫ ГОРОДА…

 

КУЛЬТУРА: ПАМЯТНИКИ ГОРОДА, БИБЛИОТЕКИ, ТЕАТРЫ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…

 

ТРАНСПОРТ: ИСТОРИЯ, МАРШРУТЫ И РАСПИСАНИЯ…

 

ФОТОГАЛЕРЕЯ

 

ВЫБОРЫ-2004

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА

 

УСТАВ ГОРОДА

 

ГРАНИЦА ГОРОДА

 

ВИРТУАЛЬНАЯ ПРИЁМНАЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА

 

 

 

 

О САЙТЕ И ОБ АВТОРЕ. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ.

 

НОВОЕ НА САЙТЕ

 

СКОРО НА «ПЕТРОЗАВОДСК-2»

 

СТАТИСТИКА ПОСЕЩЕНИЙ

 

ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

 

 

 

 

© «ПЕТРОЗАВОДСК-2», 2004

Сайт управляется системой uCoz