САЙТ

«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА

WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU

 

Автор сайта – ГАЙДУК СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ

Сайт основанне позже 13 июля 2002 года

 

ГОРОД >>> ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ. ХРАМЫ ГОРОДА >>> ХРАМЫ ГОРОДА >>>  ПЕРВЫЕ ХРАМЫ ГОРОДА

 

Первая в городе церковь начала строится ещё до основания Шуйского пушечного завода (в 1698 году. В этом же голу была освящена. Достроена в 1703-1709 г.г.). Это Петропавловский храм. Он сгорел в 1924 году. На его месте, в 1996 году, был поставлен мемориальный крест, позже - мраморная доска, гласящая о том, что там когда-то стоял этот храм.
Первая походная церковь (Петра I ) была "построена" в 1703 году. Размещалась она в так называемой "палатке".
"При сем городе состоят две церкви деревянные, из коих одна холодная о трех престолах: во имя святых апостол Петра и Павла, Александра Невского, Алексия человека Божия, а другая теплая во имя сошествия Святого Духа... Что касается до теплой, она самая простая, никакой в здании знатности не имеет. Холодная же пред прочими в здешней округе церквами единственно только одну ту манерную отличность предъявляет, что построена, во-первых, нарочитой вышины, к тому о четырех наружных с выясненными с балясинами и перилами ярусах, имеющих между собою от одного до другого перехожие лестницы, а притом и при высоком шпице, обитом белой жестью". Так описаны городские церкви в одном из документов Петрозаводского городового магистрата за 1782г.

Побывавший в нашем городе летом 1785г. академик Н. Озерецковский немного дополняет приведенное выше описание. В книге " Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому", впервые вышедшей в 1792г., он пишет: "Церквей в Петрозаводске только две, и обе деревянные, из коих соборная во имя апостолов Петра и Павла построена государем Петром I... Видом церковь сия круглая, осьмиугольная, с четырьмя вокруг перилами, в некоторых окнах оконницы в ней слюдяные. Другая деревянная церковь теплая, она хорошего вида не имеет".

В книге Озерецковского помещен и рисунок Петропавловской церкви. Это первое известное нам достоверное ее изображение. Однако так церковь выглядела уже после капитальной починки в 1772г. Какой она была сразу после постройки, мы, к сожалению, точно не знаем - ни одного рисунка или чертежа того времени до нас не дошло.

Как выглядели Святодуховская церковь и стоявшая между двумя церквами деревянная колокольня, нам также неизвестно.

У нас нет и документально подтвержденных данных о точном времени постройки храмов. Предание, а также церковные летописи, составленные уже в XIX в., называют 1703 год годом постройки Петропавловской церкви. Те же источники утверждают, что "примерно в те же годы" была построена и теплая церковь. Такая точка зрения прочно утвердилась как в краеведческой литературе, так и в церковной традиции. Мы можем лишь совершенно точно утверждать, что к 1713г. обе церкви существовали. Этому есть документальное подтверждение: в составленной тогда "Росписи, что принято комендантом Сытиным от комиссара Тормасова на Олонецких Петровских заводах", среди прочего упомянуты "2 церкви с принадлежащим строением и утварью".

Нам известно, что уже с 30-х годов XVIII в. церкви неоднократно ремонтировались: менялась кровля, заменялись подгнившие венцы, оконные рамы, в теплой церкви чинились печи и т.д. В 1739г. перед Канцелярией Олонецких Петровских заводов (церкви в то время были ее собственностью) встал вопрос, что делать с колокольней? Она к этому времени была настолько "ветха и гнила", что ремонтировать ее признали нецелесообразным. Старую колокольню решили разобрать и на ее месте построить новую.

Колокольня на Петровских заводах выполняла не только свое прямое предназначение. Она одновременно служила часовой башней - на ней были установлены часы, особым механизмом соединенные с боевым колоколом. Бой колокола призывал мастеровых на завод и давал сигнал о прекращении работы. При заводской канцелярии существовал специальный "часоводитель", в обязанность которого входило наблюдение за работой часов и содержание их в исправном состоянии.

В 20-30-х гг. XVIII в. на колокольне числилось 14 колоколов, как писал начальник заводов Райзер, "в малом весе, а именно, от 13 пудов до 30 фунтов". Правда, в 1717г. по приказу Олонецкого коменданта и главного начальника заводов В. Геннина на колокольне установили 39-пудовый колокол. Интересна судьба этого колокола. Еще в 1703г. он был снят с соборной церкви г. Олонца и перевезен на Олонецкую верфь и ужe оттуда попал на колокольню при Петропавловской церкви. Однако висел он здесь недолго. В 1727г., когда Петровские заводы начали приходить в упадок, причт олонецкого собора и граждане Олонца обратились с челобитной к царю Петру 11 с просьбой вернуть колокол, и в 1731г. колокол был возвращен на его законное место.

Строительство новой колокольни завершилось летом 1741г. Простояла она до конца века, когда была разрушена в связи с возведением каменной колокольни. А часы действовали, видимо, до начала 1790-х годов. Выполняла колокольня и еще одну функцию - на ней был учрежден ночной караул. Обычно в караул наряжались два человека, из которых один должен был, "ходя но колокольне, смотреть по заводу для охранения оного, не окажется ль где (от чего Боже сохрани) пожару или ВОРОВСКИХ людей, дабы от того казне ее императорского величества и состоящим в канцелярии делам, так и заводским обывателям повреждения воспоследовало".

К 1756г. в "совершенную ветхость" пришла Святодуховская церковь и ее первоначально решили "починкою возобновить". Но затем, после тщательного осмотра признали, ремонтировать ее нецелесообразно, и решили строить новую церковь.

4 июля 1757г. Синод благословил строительство: "При объявленных заводах вместо ветхой деревянной вновь на том же месте деревянную церковь во имя вышеозначенный храм сошествия Святого Духа построить и, построя, убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием против прочих святых греко-российских церквей". К сожалению, больше никаких документов о строительстве на основании этого решения нового храма обнаружить не удалось. Вполне вероятно, что тогда строительство так и не осуществилось. В пользу такого предположения говорит то, что в 90-е годы вновь отмечали полную непригодность церкви.


Используемая литература:
1.Материалы из Интернет(а).
2.Личные источники.

 

 

ГОСТЕВАЯ / ОПРОС / АВТОР САЙТА / E-MAIL

НОВОЕ НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О САЙТЕ

/ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА /

 

 

 

Сайт управляется системой uCoz