САЙТ
«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU
Автор сайта – ГАЙДУК
СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ Сайт основан – не позже 13 июля 2002 года |
ГОРОД:
>>> УЛИЦЫ
ГОРОДА >>> ИСТОРИЯ ПАРКА КУЛЬТУРЫ
И ОТДЫХА
Парк культуры и отдыха в
Петрозаводске располагается на первой береговой террасе Онежского озера. Именно
здесь в начале ХVIII века получил свое начало
Петрозаводск, когда 29 августа 1703 года генерал-губернатор Карелии, Ингрии и Эстляндии светлейший
князь А.Д. Меншиков по указанию Петра I положил
первый камень в основание доменного цеха Шуйского (в дальнейшем Петровского)
металлургического и оружейного завода, ставшего градообразующей основой
будущего города. Бурный рост Петровских заводов способствовал и росту нового
поселения. Уже в первое десятилетие своего существования слобода с одноименным
названием - Петровские заводы - стала самым крупным населенным пунктом
Олонецкого уезда.
Петр I несколько раз посещал Петровские заводы для ознакомления с ходом дел на
предприятиях, а также приезжая на лечение в Марциальные Воды.
Для царя и светлейшего князя в слободе были построены дворцы. Царский дворец
был возведен, вероятно, к первому приезду Петра (не позднее 1719 г.) недалеко
от крепости. По имеющейся описи дворец имел 11 комнат. До нашего времени дошло
изображение одного из фасадов дворца. Других материалов,
относящихся к наружному облику этого здания, не найдено, как неизвестен и автор
этой постройки, но, зная вкусы Петра и стиль того времени, можно представить,
какими были внутреннее убранство и планировка дворца, обратившись к летнему
дворцу Петра в Летнем саду Санкт-Петербурга, выстроенному в 1710-1712 годах
архитектором Д. Трезини и сохранившемуся до наших
дней.
В одно из своих первых посещений Петровских заводов царь положил начало благоустройству слободы, посадив вокруг дворца первые
деревья будущей Березовой рощи. Дело в том, что территория в
районе устья р. Лососинки, ранее покрытая густым еловым древостоем (на которой
начала строиться слобода), в короткое время была очищена от леса, используемого
для строительных нужд, а также для спасения от комаров и мошки, в изобилии
обитающих в здешней тайге.
Петр I не просто засаживал и благоустраивал пустырь вокруг дворца. Судя по
плану первого карельского краеведа Т. Баландина,
изображающему слободу 1720-х гг., сад, насаженный Петром, являл собой
полноценную парковую композицию, связанную с эстетическими принципами барочных
садов Франции ХVII века. Стиль барокко в ландшафтной
архитектуре проявил себя подчеркнуто симметричными, богатыми в планировочном
решении и пластике композициями, как бы противопоставленными легкости и свободе
живой природы. Наиболее полное и значительное выражение этот стиль получил во
Франции в ХVI-ХVII вв., поэтому регулярные,
композиционно насыщенные сады называют "французскими". Андре Ленотр, один из лучших мастеров садово-паркового искусства,
построил знаменитый Версаль под Парижем, где пышность и причудливость стиля
нашли свое отражение в создании искусственной природы: стриженых деревьев,
больших гладких зеркал бассейнов в изящных резных каменных рамах, затейливых
рисунков цветников.
Французский стиль, занесенный Петром в Россию из его путешествий по Европе,
проявил себя прежде всего в планировке городских и
загородных усадеб: перед домом, стоявшим главным фасадом на улицу, находился
парадный двор - курдонер. За домом разбивался
регулярный сад, выходивший обычно к набережной реки или к другому обширному
водному пространству. Такая планировочная структура прочно вошла в русский
обиход, и именно ее образцом является планировка царской усадьбы в Петровских
заводах.
В этом миниатюрном комплексе (ширина сада около 100 м, длина до стен крепости
менее 200 м) мы находим все непременные элементы "французского"
парка. В первую очередь это сильная композиционная ось - стержень всего
регулярно распланированного пространства ансамбля - центральная, самая широкая
аллея парка, которая берет свое начало у водного зеркала небольшого пруда
непосредственно перед центральным ризалитом дворца на самой верхней отметке
парка. Спускаясь по рельефу, центральная аллея заканчивается перспективой
Онежского озера, подобно перспективам Петергофа, устремленным к водной глади
Финского залива.
В средней своей части парк представлял собой партер - открытую часть,
сформированную стриженым кустарником и цветником и обсаженную по периметру
ровными рядами берез. "Насажден был он линейно по проспектам, с обеих
сторон березками, а в курталах ильмами, рябиною,
черемухою, вязом, кленом и изредка соснами и елями", - записывает Т. Баландин по воспоминаниям старожилов. Береза преобладала в
посадках, поэтому и парк стали называть впоследствии Березовой рощей. В русских
регулярных парках обычно применяли именно местные породы деревьев и кустарника,
а в партерах высаживали брусничник и даже зеленый лук.
Примерно в 70 метрах от дворца в сторону озера на территории парка размещалось
культовое сооружение - походная церковь Петра. Активное включение церкви в
структуру ансамбля - дань барочным композициям ХVII
века.
Мы не знаем, кто был автором планировки этой царской усадьбы: может быть, это
был сам Петр, часто принимавший непосредственное участие в разработках планов
разных частей Петербурга, а возможно, это был Доменико
Трезини, являвшийся первым и ведущим архитектором
петербургской канцелярии городовых дел. Петр проявлял также исключительный
интерес к устройству цветочных партеров вблизи своих дворцов. Сохранился ряд
документов, подтверждающих его личное участие в этом деле и свидетельствующих о
его компетенции в ландшафтной архитектуре.
Березовый сад, насаженный при дворце Петра I, положил
начало строительству первого парка в нашем городе. В первом официально
утвержденном генеральном плане Петрозаводска, конфирмованном Екатериной II в
1785 г. и заложившем основу регулярной планировки города, Березовая роща (но
уже без дворца) была отмечена как сохраняемый ландшафтный элемент в память о
Петре I. Здесь было запрещено всякое строительство. К концу ХVIII
века, когда центр Петрозаводска в связи со строительством Александровского
завода переместился к Круглой площади, на территории бывшей слободы
единственными памятниками ее былого расцвета остались Петропавловская новоманерная церковь да Березовая роща. Жилая застройка
сдвинулась на прибрежные склоны Онежского озера в силу удобства рыболовного
промысла и водоснабжения оставшегося здесь населения. Земляные военные
укрепления были срыты под огороды, дворцы Петра I и А.Д. Меншикова,
административные и торговые здания сгнили и были снесены, превратились в руины
сооружения бывших Петровских заводов.
План Т. Баландина, выполнявшийся им в 1810 году и
представляющий нам состояние заводской слободы на 1720-е гг., составлялся
"...из малозначащих развалин, оставшихся от земляной крепости, домны...
бывшего дворца, пруда, палисада и существующего в остатках Березового
сада...", то есть по тем следам, что сохранились к началу ХIХ века. Бывший Петровский парк пришел в запустение. И
совсем не случайно появившееся в конце ХVIII века его
название - Березовая роща, характеризующее его не столько по планировочному
благоустройству, сколько лишь по виду насаждений. Не стало владельца усадьбы -
Петра I, был утрачен его дворец, при котором разбивался сад, служивший для
украшения придворного быта, ассамблей, приема гостей. Отсутствие у Петровского
парка хозяина явилось первой и основной причиной его упадка. Потому что
регулярный партерный сад, каковым тот являлся, для содержания его в хорошем
состоянии требовал постоянного ухода и достаточно больших усилий, которых,
по-видимому, не было.
Справедливости ради следует сказать, что в 1730 г. начальником Петровских
заводов Циммерманом делались представления в
Берг-коллегию и Сенат о восстановлении дворца и поддержании сада, но они не
достигли результата.
По сохранившимся до наших дней нескольким деревьям липы мелколистной
(являющимся самыми старыми посадками в Парке культуры и отдыха), высаженным в
1775 г., можно сделать вывод о некоторых попытках сохранения и развития сада
как общегородского места для прогулок. Из усадебного, пусть и миниатюрного
парка, он превращается в так называемый публичный сад, которые начали
появляться в России уже в начале ХVIII века.
Восстанавливать "французский" стиль парка, судя по всему, никто и не
пытался. Уже к середине ХVIII века новые эстетические
идеи господствовали в садово-парковом искусстве. Классицизм, пришедший на смену
барокко, в архитектуре и скульптуре проявил себя в стремлении к простоте
античных форм, а в живописи, поэзии и ландшафтной архитектуре тесно смыкается с
романтизмом, идеализацией живой природы и ее естественных эстетических качеств.
На смену четко, регулярно распланированным партерам, боскетам, бассейнам пришла
планировка без прямых линий - сад, в котором все его элементы, детали были как бы созданы самой природой. Наиболее интенсивно эти
идеи начали развиваться в Англии в ХVIII веке и
получили воплощение в лучших образцах именно английских пейзажных садов,
поэтому пейзажную, свободную, планировку парков часто называют
"английской". Таким образом и получилось,
что последующие попытки восстановления Петровского сада проходили уже в стиле,
более соответствующем "английскому".
Большой ущерб был нанесен парку бурей, обрушившейся на город 5 июня 1803 г.
Были повалены 73 дерева петровского времени. Губернские власти начала ХIХ века обращали мало внимания на Петровский сад,
находившийся к тому времени, по сути, на городской периферии. Хотя парк в
Древлянке, загородной летней резиденции генерал-губернатора Т.И. Тутолмина, несмотря на свою удаленность, пользовался популярностью
у высших слоев общества. А вообще, в те времена у горожан вошло в моду гулять
по новому бульвару на Английской улице (позднее Мариинской).
Поворотным моментом в истории Петровского сада стал визит Александра I в наш
город в 1819 г. Довольно подробное описание этого визита можно видеть в
дневнике А.А. Фуллона, в 1819-1833 гг. занимавшего
должность олонецкого горного начальника. После
осмотра Александровского завода и города царь пожелал ознакомиться с Петровским
садом как мемориальным местом, связанным с основателем Петрозаводска Петром I.
Но чтобы попасть в этот сад, Александр I "принужден был сам с довольным
трудом открыть ворота".
Показательно, что местные власти после визита Александра I привели Петровский
сад в порядок. Позднее в своем дневнике А.А. Фуллон
замечает, что там "...в последнее время старанием... олонецкого
гражданского губернатора Рыхлевского и прочих
чиновников построено... несколько павильонов, из коих в одном поставлен... в
1824 году чугунный бюст Государя императора Петра Великого". Бюст Петра I
распорядился отлить А.А. Фуллон, и в апреле 1824 года
олонецкий губернатор А.И. Рыхлевский
приказал установить бюст основателя города в Петровском саду на том камне, где,
согласно преданиям, находился алтарь походной церкви Петра I. В том же году над
этим памятником была построена деревянная готическая беседка, просуществовавшая
до 1850 года. Позднее бюст был перенесен на другое место - в верхнюю часть
парка, туда, где сейчас находится площадка перед летним театром. После
установления в Петрозаводске советской власти бюст Петра был снят и с открытием
в 1964 г. санатория "Марциальные воды" перенесен туда. А камень
алтаря походной церкви Петра I существует в парке и поныне - он служит
основанием скульптуры, изображающей обнаженную девушку. Думается, что, если бы
в 1903 году вместо деревянной дощечки с надписью о когда-то стоявшей здесь
походной церкви прикрепили чугунную (как и намеревались), память об этом была бы покрепче и девушек на алтарь ставить бы не стали
(даже таких симпатичных).
При губернаторе Андрее Ивановиче Рыхлевском была
также расширена площадь, занимаемая садом, и подновлены посадки. Впоследствии,
с образованием в 1828 г. Олонецкой епархии, губернаторская летняя резиденция в
Древлянке была передана в архиерейские владения, и парк "в английском
вкусе" оказался для светского общества потерян, что явилось дополнительным
толчком к обустраиванию Петровского сада.
Во второй половине девятнадцатого столетия обязанность поддержания городского
сада лежала на городской думе, и при скудости местных средств общественный
исторический сад не был оставлен без внимания. Так, в 1855 г. произведено было
работ по благоустройству сада на 1135 рублей. По тем временам это была очень
большая сумма. И когда в 1858 г. в Петрозаводск изволил пожаловать Александр
II, отцам города уже не стыдно было показывать царю исторический Петровский
сад. Современник восторженно описывает прогулки Александра: "... удостоили
своим посещением общественный сад, где сохраняется несколько берез, насаженных
руками Петра Великого, положившего начало разведению этого летнего народного
гульбища. Пройдя по некоторым аллеям и взглянув на камень, служивший некогда
подножием походной брезентовой церкви Петра I... зашли в павильон, где здешнее
общество собирается для танцев и слушания музыки; оттуда ... всходили на
верхний бельведер, с коего любовались открытым живописным видом на Онежское
озеро и на Зарецкую сторону города".
В 1885 г. на пожертвованные частными лицами средства были проведены
значительные работы по приведению в порядок общественного сада. Прежде всего очищен был пруд от мусора и грязи, откосы пруда
обложены булыжным камнем, дно уложено камнем и затрамбовано мелким щебнем.
Перед прудом устроена большая площадка, обсаженная боярышником. Приведены в
порядок аллеи. В связи с тем что сад получил
территориальное развитие к р. Лососинке,
дополнительно были высажены выписанные из Красносельского
питомника под Санкт-Петербургом 20 ясеней, 60 тополей, 20 дубов и 300 штук
саженцев боярышника. Из местных лиственных пород посажено более 200 берез, лип,
кленов, рябины и ели. По указаниям губернатора Григорьева сделаны столбы с
надписями, указывающими, где были походная церковь и дворец Петра.
С 1898 г. сад отдан был на шесть лет в пользование попечительству народной
трезвости, которое приняло на себя содержание сада с правом устраивать в нем по
воскресеньям развлечения для народа: игры в кегли, детские игры, продажу чая и
прохладительных напитков в построенных специально для этого павильонах.
"На самом крутом месте обрыва у реки попечительством устроен особый,
красивой архитектуры крытый навес.
Отсюда прекрасный вид на Онежское озеро и устье реки
Лососинки, бурливое и шумное течение которой так и напоминает водопад, -
отмечает в своем очерке И.И. Благовещенский в 1903 г. и заключает - Петровский
сад благодаря заботам администрации и представителей общественного управления
находится в исправном состоянии и служит местом прогулок публики, которой
особенно много бывает в праздничные и воскресные дни".
Большой вклад в развитие и благоустройство Большого общественного сада
по-прежнему вносили частные лица. Продолжил развитие аттракционов в парке купец
Ивановский, установив в 1891 г. карусель. В 1900 г. купец Г.Е. Пименов построил
здесь танцевальный павильон с паркетным полом, а вокруг сада была возобновлена
ограда. Площадь парка на ту пору составляла всего 1,82 гектара.
В 1903 году общественный сад находился в центре юбилейных торжеств по поводу
200-летия Петрозаводска. "Олонецкие губернские ведомости" пишут, что
знаменательная эта годовщина была отпразднована достойным образом. Хочется
обратить внимание на то, что в этом праздновании главную роль играли объекты,
связанные с основателем города Петром I и расположенные в историческом
Петровском саду, сохраненном "в исправном состоянии". "Олонецкие
губернские ведомости" продолжают: "Торжества начались в
Петропавловском соборе, построенном Петром Великим... Из храма торжественная
процессия... направляется... к историческому общественному саду и вступает в
него через боковые ворота. Аллеями сада, мимо центральной площадки с бюстом
Петра I, процессия направляется к лесопильному заводу купца М.Н. Пикина. На
одной из нижних аллей, против того места, где стояла походная церковь Петра,
процессия остановилась; здесь дьяконом провозглашена была вечная память Петру
I..."
Кстати, следует сказать, что Марк Николаевич Пикин в 1897 году, когда
электрическое освещение в Петрозаводске было еще в диковинку, первым установив
на своем лесопильном заводе динамо-машину и электрифицировав производство, провел
бесплатно электричество в общественный сад, "желая придать ему во время
иллюминации более изящный вид". К 1930 году территория городского парка
расширилась, включив в себя участки сгоревших в 1924 г. Петропавловского и
Воскресенского соборов, а также бывшего Николаевского приюта вместе с его
садами и огородом. Бывший Петровский сад постепенно увеличивался в размерах и
стал называться Парком культуры и отдыха. Парки культуры и отдыха сочетают в
себе функции прогулочные, экспозиционные, спортивные, развлекательные,
представляя собой огромные клубы под открытым небом,
или, как их называли в 1930-е годы, "комбинаты оздоровительной работы,
развлечений и политико-просветительной деятельности". Во время Великой
Отечественной войны парк сильно пострадал: значительная часть деревьев была
вырублена, цветочные клумбы и парковые постройки уничтожены.
В послевоенные годы большое внимание уделялось приведению в порядок Парка
культуры и отдыха. Многие карельские архитекторы принимали участие в
проектировании и строительстве парковых павильонов, сооружений и аттракционов.
Большой интерес с архитектурной точки зрения представлял летний кинотеатр,
построенный в парке в 1949 г. по проекту архитектора М.Г. Старченко
(к сожалению, сгоревший в 1970-х годах). В этом здании автор опиралась на
ассоциативные связи с традиционными постройками карельского деревянного
зодчества. В 1955-1960 гг. был разработан и осуществлен в натуре проект
реконструкции и расширения парка (архитекторы Т.В. Антохина
и другие, инженер-озеленитель Г.А. Зевеке). По
проекту парк получил развитие в сторону Онежского озера, для чего были снесены
остатки Лососинского лесопильного завода, убраны
многочисленные склады дров и пиломатериалов.
В связи со строительством туркомплекса
"Карелия" в 1976 г. "Коммунжилпроектом"
был выполнен проект благоустройства поймы р. Лососинки от Зарецкого (Б. Пименовского) моста до береговой линии озера. Автор проекта
- Ю.Ю. Карма - дополнительно дал эскизные предложения по реконструкции всего
парка, частью которого является пойма. В этих предложениях предусматривалось
зафиксировать памятным знаком местоположение цехов Петровского завода на правом
берегу Лососинки, а в здании электростанции устроить музей истории города. К
сожалению, проект остался неосуществленным, а пойма р. Лососинки в пределах
парковой территории находится в чрезвычайно запущенном состоянии.
Сейчас в парке фактически отсутствует цветочное оформление. Вся зона отдыха
пересечена множеством троп, свидетельствующих об отсутствии целенаправленных
планировочных мероприятий.
Старые липы и вязы постепенно умирают и превращаются стараниями неведомых
умельцев в деревянную скульптуру, часто довольно низкого эстетического
качества. Парк, как и 200 лет назад, похоже, переживает период упадка и требует
безотлагательных реконструктивных и восстановительных мер. Богатая история
Петровского сада, само местоположение которого связано с рождением нашего
города, должна найти отражение и в его композиции, и в планировке, и в стиле
озеленения. Парк, сохраняемый еще в екатерининские времена как мемориальный,
должен быть насыщен "напоминаниями" об истории Петрозаводска. Этих
"напоминаний" здесь попросту никаких нет, и публика, привлекаемая в
умирающий парк аттракционами, даже не догадывается, что это место - "колыбель"
нашего города. А вообще-то, здесь могут появиться фрагменты регулярного партера
с соответствующим цветочным оформлением, частичное восстановление березовых
посадок, памятные знаки на местах расположения дворцов Петра I и А.Д. Меншикова, не исключается и восстановление Петропавловского
собора. И это вовсе не фантастика. В 1996-2000 гг. на территории парка, в
историческом ядре Петрозаводска, силами студентов исторического факультета ПетрГУ под руководством А.М. Спиридонова были проведены
археологические исследования. За 5 полевых сезонов вскрыто около 600 кв. м, где
изучены остатки зданий и сооружений, стоявших здесь около 300 лет назад,
собрана большая коллекция предметов, связанных с производством на Петровском
оружейном заводе, бытом жителей слободы. Эти уникальные материалы дают
возможность частично реставрировать, восстановить и музеефицировать
памятники истории нашего города, относящиеся ко времени его основания. Ведь в
отличие от Санкт-Петербурга, ровесника Петрозаводска, у нас не сохранилось ни
одного здания или сооружения петровского времени. Только парк, в котором
располагалась та самая "колыбель" и который в XIX веке назывался
Петровским.
Прежние имена парка:
1. Берёзовая роща
2. Петровский сад
3. Петровский парк
4. Летний сад
5. Городской сад
6. Городской Общественный сад
7. Общественный сад
8. Сад Отдыха
9. Центральный парк Культуры и отдыха
10. Парк Культуры и отдыха
Материал из:
1. газета "Карелия"
2. газета "Петрозаводск"
3. Свои сведения
ГОСТЕВАЯ
/ ОПРОС / АВТОР
САЙТА / E-MAIL
НОВОЕ
НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О
САЙТЕ