САЙТ
«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU
Автор сайта – ГАЙДУК
СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ Сайт основан – не позже 13 июля 2002 года |
ГОРОД
>>> ПРЕДПРИЯТИЯ
И УЧРЕЖДЕНИЯ. ХРАМЫ ГОРОДА >>> ХРАМЫ
ГОРОДА
Экспедиция дозорщика Патрушева выполняла
царскую волю: она была послана по приказу и искала удобное место для постройки
завода в устье Лососинки. Руда нашлась поблизости в дельте реки Шуя в Ламозере. На заводы царь пригласил немало инстронцев-мастеров. Они строили здесь
дома, похожие на немецкие специально для них на берегу Лососинки была построена
деревянная, так называемая “немецкая церковь”. Это была лютеранская
кирка.
Она имела традиционную башнеобразную
колоколенку, увенчанную острым шпилем и полуциркулярные
окна.
Внутри церковь выглядела так: два ряда
традиционных деревянных скамей для прихожан: слева - для женщин, справа - для
мужчин, резная кафедра для проповедника, потолки расписаны облаками и фигурами
ангелов.
Органа в кирке на первых порах не было, а
такт при пении псалмов причетник отбивал на специальном барабане.
Вокруг “немецкой” церкви располагалось
“немецкое” кладбище, где стояли литые чугунные кресты с именами горных мастеров
и металлургов. Кладбище было огорожено невысокой деревянной оградой, которую
позже сменила кованная.
Напротив “немецкого” кладбища отвели место и
для большого православного, там была построена небольшая кладбищенская
православная церковь во имя Святой Троицы—деревянная
шатровая с четырьмя прирубами. Так эти два кладбища и соседствовали между собой
более двух столетий.
Прошло время.
После смерти Петра и упадка дел на заводе
разъехались иностранцы и “немецкая” церковь, и кладбище пришли в запустение.
Как известно, в середине 18 века по России
прошла волна открытия “французских фабрик”, а затем в 1774 году— у Александровского завода появился хозяин, а у и кирки
появились прихожане. Заводами стали управлять англичане и шотланцы.
Все эти люди, как правило, жили на Английской улице (ныне проспект Карла Маркса)
и исповедовали протестанскую религию.
С присоединением к Российской империи в 19
веке Великого княжества Финляндского в Петрозаводске и вообще в Олонецкой
губернии появились финские граждане. Петрозаводские финны, вместе с другими
лютеранами в середине 60-х годов подали прошение Олонецкому
губернатору об открытии в городе лютеранского молитвенного дома. Их община в
середине 19 века по всей губернии насчитывала 153 человека, из которых 100
проживало в городе Петрозаводске. Однако лютеране не восстановили кирку в
прежнем месте - на углу Вытогорского тракта и улицы
Кладбищенской. Вероятно, дело в том, что построенная в 1852 году каменная Крестовоздвиженская церковь зрительно подавляла бы скромную
деревянную кирку.
Территорию кладбища теснили жилые постройки.
На Зареке стали селиться купцы и чиновники управления
городского округа и завода.
В ответе на прошение
евангелическо-лютеранской общины Олонецкий губернатор
разрешил поставить кирку в другом месте. Он даже пожертвовал для нее часть
губернского сада. Это, кстати, не противоречило и правилам православной
епархии, которые запрещали строить иноверческие здания, ближе
чем на 102-103 сажени от близлежащего православного храма. ‘’Олонецские губернские ведомости ‘’ писали, что ‘’в 1869
году был заложен лютеранский молитвенный дом в Петрозаводске и 5 августа 1873
года лютеранский приход в городе Петрозаводске праздновал освящение новой
церкви, сооруженной в 1871-1872 годах, на суммы, ассигнованные из казны и
поступившие от разных пожертвователей.”
На участке губернского сада, примыкавшего к
улице Древлянской (с 1902-Гоголевской), была
построена новая (крестообразная в плане) кирка. Она была готова уже в 1871 году,
но строительное отделение канцелярии губернатора пока не разрешила открывать
ее. Поэтому 19 января 1872 года Олонецкий губернский
председатель церковного совета евангельско-лютеранского
прихода города Петрозаводска представил на утверждение “дополнительные планы и
фасады надворным постройкам и забору”, составленный инженером-технологом
Созоновым. Речь в этой дополнительной документации шла о: 1) караульном доме 2)
дровяном сарае 3) лицевых и внутренних заборах 4) полисадах
и тротуарах 5) постройке заборов, окружающих кладбище. Когда документы были
готовы и строительные работы завершились (на это ушло более года), в августе
1873 года и был освящен храм.
На освящение кирки из Санкт-Петербурга прибыл
генерал-суперинтендант Фроман. Присутствовали также
финский обер-пастор Эквист
и, конечно, местный пастор Бакман. Фроман совершил положенную процедуру.
Кирка просуществовала чуть больше 17 лет. В
1889 года она сгорела из-за неисправности дымохода.
1 августа 1890 года было подано прошение о
постройке нового молитвенного дома, а в феврале этого же года губернское
строительное отделение утвердило прежний проект. “На возобновление означенного
дома отпущен потребный пес...” Изменения касались украшений фасада, конструкции
печей. В 1891 году новая кирка стояла на прежнем месте.
В архиве сохранились документы о некоторых
изменениях в деятельности лютеранского прихода. Во-первых, стоял вопрос о
выделении нового места для лютеранского кладбища. Старое “немецкое” кладбище на
Зареке давно уже не действовало.
Место под новое “немецкое” кладбище рядом с Неглинским (между еврейским и православным), отведенное по
разрешению Думы 5 июля 1873 года, было очень маленьким. В 1893 году община
подала прошение об отводе нового места под лютеранское кладбище. Дума разрешила
выделить участок земли на 3-й версте по Санкт-
Петербургской дороге с левой стороны. Там до конца 20-х годов хоронили усопших
лютеран и католиков.
Хоронили лютеран и католиков на этом
кладбище, находившемся на высоком песчаном бугре (ныне на Первомайском проспекте,
парк Железнодорожников).
Упоминаются в документах и события, связанные
с текущей жизнью молитвенного дома. Указатель по “Олонецким
ведомостям” отмечает, что в 1904 году в кирке имелся орган, точнее фисгармония.
Также в это время постоянное давление на
религиозные сообщества оказывали общественные организации типа “Общество
воинствующих безбожников”, действующее с ведома и под
контролем ГПУ, а затем НКВД. Изыскивались всевозможные способы притеснения
деятельности общин.
С общиной горсовет 27 ноября 1922 года
заключил договор о передаче кирки приходу “в бессрочное и бесплатное
пользование”. Далее шли 14 пунктов с обязательствами прихожан перед Советской
властью и ответственностью за сохранение вверенного ей имущества.
В кирке возобновились службы, но только до
октября 1923 года. В 1923 году Соломенское общество
евангельских христиан, попросив у горсовета помещение кирки для своих собраний.
Мандат на “совместное использование кирки” им выдали. Летом 1924 года
евангелисты несколько раз собирались там “ для чтения и разъяснения Евангелия”.
Лютеране написали протест в горсовет и
пообещали возобновить службы. Зато в кирку зачастили комиссии горсовета для
составления актов о плохом состоянии помещения. Далее заседания президиума ЦИКа
КАССР постановило: “ в связи с запущенностью их состояния... договор с
лютеранской общиной расторгнуть”.
А тем временем кирку передали спортсменам
общества “Спартак”. Как раз в это время по всей России стали возводить
помпезные и ненужные дома крестьянина. Место для него избрали прямо возле
кирки. Архитектурно они не сочетались, и поэтому вскоре потребовался перенос
кирки на заднюю линию усадьбы ДК, что и было сделано летом 1927 года. Здание
было собрано из прежнего материала и в прежнем виде, за исключением
христианских символов. Кирка была закрыта, а после этого и община лютеран
распалась. Верующих поставили в безвыходное положение, отобрав не только храм,
но и милостиво разрешив объединения из не менее 20 человек. Но жизнь
лютеранской общины продолжалась даже в таких условиях. Использование же кирки далее
было поставлено на службу культурно-просветительным целям, в ней был оборудован
спортзал, после войны в доме размещался райвоенкомат, а затем опять
физкультурники.
Материал из:
2. «Петрозаводск-2»
ГОСТЕВАЯ
/ ОПРОС
/ АВТОР
САЙТА / E-MAIL
НОВОЕ
НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О
САЙТЕ
/ ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА /
©
«ПЕТРОЗАВОДСК-2», 05.07.2004 г.