САЙТ
«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU
Автор сайта – ГАЙДУК
СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ Сайт основан – не позже 13 июля 2002 года |
ГОРОД
>>> ПРЕДПРИЯТИЯ
И УЧРЕЖДЕНИЯ. ХРАМЫ ГОРОДА >>> ХРАМЫ
ГОРОДА >>> ИСТОРИЯ КРЕСТОВОЗДВИЖЕНСКОГО ХРАМА
...Первое, что видит
путешественник, въезжающий в Петрозаводск с юга, - это Крестовоздвиженский
собор на Зареке. Железнодорожный путь делает плавный
поворот на каменной горбушке Кукковой горы - и
открывается вид на город, расположенный амфитеатром на трех террасах. Их
изваяла когда-то сама природа во времена трех больших отступлений древнего пра-Онежского озера. Как считают геологи, рыхлые его берега
трижды размывались озерным прибоем и приобрели теперь вид громадных ступенек к
нынешнему берегу. На широкой средней ступеньке города и стоит Крестовоздвиженская церковь, освященная в декабре (по ст. ст.) 1852 года, а за Лососинкой на площади некогда высились и все главные
петрозаводские храмы.
Когда был построен храм?
Закладка и строительство.
С самых давних времен на Зареке существовало кладбище
по названию церкви, построенной в 1783 году, - Троицкое. Когда город стал
расширяться, кладбище с часовней решили перенести за реку.
В XIX в. дальше Зарецкого кладбища никакого жилья не было, только огороды и
покосы, это была окраина города. Среди частокола деревянных и редких чугунных
крестов возвышались две маленькие деревянные церкви, в подклете
которых даже к июлю не успевал растаять зимний лед. Поскольку в Карелии зимы
долгие и холодные на месте старинной деревянной кладбищенской Крестовоздвиженской церкви решили построить каменную. Но безнадежно бедной Олонецкой епархии строить ее
было не на что, а горное правление только что закончило возведение заводского
храма. И все-таки 16 июля 1848 г. на месте старого Крестовоздвиженского
храма, разобранного в 1847 г., заложили новую церковь, которую строили 4 года.
14 июля 1850 г. храм увенчали Св. Крестом, а к концу
его строительства, в течение ноября 1852 г. было совершено 9 крестных ходов, во
время которых петрозаводчане несли в храм новые
иконы.
Сооруженную церковь величали красой города. Ведь тогда каменный храм в городе
был только один - Александра Невского, Воскресенский на Соборной площади был
наполовину деревянным.
Благотворители
Более половины требуемой
суммы (16 тыс. рублей серебром) на сооружение новой каменной церкви пожертвовал
петрозаводский купец первой гильдии Марк Пименов. Средства на постройку нового
храма выдел и петрозаводский купец Евдоким
Григорьевич Пименов и другие благотворители. На деньги купца Марка Пименова
храм был и украшен. "Марко унаследовал от отца своего, поселянина-каменотесца,
секиру и млат, говори ли об уроженце вепсской деревни, его сограждане.- И веру,
твердую, как шокшинский гранит, и крепкую, как
порфир, любовь к Богу!".
В 1858 г. Марк Пименов по представлению епархиального начальства был награжден
орденом "За заслуги" по духовному ведомству. А его племянника, тоже
известного купца-благотворителя, Ефима Григорьевича Пименова (1828-1973г.г.) за
вклад в строительство Зарецкого храма наградили золотой медалью. Похоронен он
на Зарецком кладбище
На богоугодные дела и городские нужды Марк Пименов истратил более
четверти миллиона серебром. Гигантскую в масштабах города сумму. На крестовую
церковь Покрова при архиерейском доме, на олонецкие
монастыри, в том числе на Яшезерскую пустынь в родных
местах, на каменную и деревянную церкви в праотеческой
Шокше.
Как купец он особенно заботился о торгующих и
путешествующих. Для чего построил в Климецком монастыре,
стоявшем почти посреди Онежского озера, высокую колокольню с золоченой главкой.
Затем, чтобы она одновременно служила и маяком всем купцам- корабельщикам.
В 1857 г. усердием бывшего церковного старосты и купца Петра Васильевича
Аврамова (1824 -1875 г.г.), в Крестовоздвиженском
храме был устроен второй престол - во имя Возненесения
Господня. В 1868 г. за собственный счет он пристроил с западной стороны храма
также два каменных помещения - для хранения архива и ризного имущества. Похоронен на Зарецком кладбище.
Освящение храма
29 декабря (по ст. ст.) 1852 г. Высокопреосвященнейший
Аркадий, архиепископ Олонецкий освятил храм. По
традиции того времени чину великого освящения предшествовало всенощное бдение,
служившееся в ночь с 28 на 29 декабря. В мареве горящих свечей под сводами
нового храма волновалось людское море, люди внимали вдохновенным словам
владыки, говорившего о Кресте Господнем.
Жизнь храма до революции
К Крестовоздвиженскому
храму были приписаны стоявшая с ним в одной ограде Свято-Троицкая деревянная
церковь и каменная часовня на Кукковской горе в
версте от храма. Службы в них совершались главным образом в летнее время и на
престольные праздники.
В 1896 году при Крестовоздвиженской церкви была
открыта церковно-приходская школа для детей зарецкого
квартала. Сначала своего помещения у школы не было, и она располагалась в Назарьевском братском доме, выстроенном по благословению
епископа Назария специально на Соборной площади для
народных чтений. В церковно-приходской школе обучалось 99 человек.
Святыни храма
В Крестовоздвиженском
соборе хранится икона Божьей Матери "Утоли моя печали", освященная
святым праведным Иоанном Кронштадтским. Об этом
говорит надпись на обратной стороне иконы.
В "Олонецких губернских ведомостях",
сообщалось о том, что однажды отец Иоанн Кронштадтский
принял живое участие в приходской жизни Крестовоздвиженской
церкви. Когда в 1898 году церковный совет принял решение построить при храме
школьное здание, в газеты Санкт-Петербурга было подано объявление о сборе средств.
Сто рублей, а по тем временам это была достаточно значительная сумма,
пожертвовал на строительство приходской школы отец Иоанн Кронштадтский.
Очевидной была и молитвенная помощь известного в России пастыря о духовном
просвещении нашего края. (Т.В.Сорокина)
Кто похоронен в соборном храме?
Под алтарем Крестовоздвиженского собора похоронен
архиепископ Олонецкий Венедикт, который благословлял
строительство храма, но ушел из жизни, не дождавшись его завершения.
В Крестовоздвиженском храме мы можем почтить память
великого сына России -Константина Ивановича Арсеньева
- ученого, педагога, одного из воспитателей (с 1828 по 1837 г.г.) наследника
престола, будущего императора Александра II. Здесь тайный советник К.И Арсеньев
был похоронен 29 ноября (по ст. ст.) 1865 г. (слева, у кануна) В честь него в Петрозаводске организовываются Арсеньевские чтения.
Арсеньев принадлежал к числу тех замечательных ученых, которые, подобно М. В.
Ломоносову, выдвинулись из самых глубин народа. Родился 12 октября (по ст. ст.) 1789 года в селе Мираханове Костромской губернии, в 15 верстах от г. Чухломы в семье бедного священника, священником был и его
дед. Учился в Костроме в семинарии. В 1806 году в числе лучших семинаристов из
философского и богословского классов 17- летний Арсеньев был принят в
педагогический институт в Петербурге, в котором учредили второе отделение для
подготовки к созданию университета. После окончания учебы его оставили в
институте преподавать географию и латинский язык.
Вступление Наполеона в Москву в 1812 году было поводом к эвакуации
педагогического института в Петрозаводск, где Арсеньев и находился с середины
ноября 1812 года по конец января 1813 года (по ст.
ст.). В Петрозаводске под руководством начальника олонецких
горных заводов Армстронга он занялся подробным
описанием этих заводов в историческом и статистическом отношении и составил
статистический очерк Олонецкой губернии.
Написанная Арсеньевым в 1818 году "Краткая всеобщая география" была
удостоена многочисленных переизданий. Первый в мире Арсеньев разработал
принципы районирования (а не элементарного зонирования по параллелям, как это
было до него) и в работах 1818 года впервые ввел порайонное описание России.
Многогранная и глубокая эрудиция, талант писателя, дарование оратора создали Арсеньеву
широкую известность. "Я лично не могу до сих пор забыть
того поражающего впечатления, - вспоминает В. В. Григорьев, - которое произвела
на меня обширность сведений Арсеньева, когда я, в конце 1834 года, увидал его
впервые в доме П. А. Плетнева, беседующим с Пушкиным о лицах и событиях времен
Петра Великого, историю которого собирался тогда написать великий поэт: о лицах
этих и их отношениях между собой, родственных и
служебных, говорил Арсеньев с такими подробностями, точно был современником им
и близким человеком".
19 апреля 1828 года император Николай I дал указ министру внутренних дел:
доставлять по требованию коллежского советника Арсеньева из всех министерств
сведения, нужные ему к составлению статистики Российской империи для
преподавания наследнику престола (будущему императору Александру II), обучение
которого закончилось путешествием в 1837 году по России. Маршрут его был
разработан Арсеньевым. В свите, кроме военных, были только Арсеньев и В. А.
Жуковский. Наследнику Цесаревичу Арсеньев посвятил в 1848 году свою самую
крупную работу - "Статистические очерки России".
"Любить Россию, - писал он, - есть священная обязанность
каждого русского, а любить с сознанием, с убеждением можно только тогда, когда
мы знаем ее, когда изучили минувшие судьбы ее, когда достойно оценили мощь и
силу народа и его недуги, и когда вполне убеждены в благодетельных на него
действиях правительства, руководимого сильною волею и мудростью
самодержца".
Один из сыновей Арсеньева, Константин, редактировал непревзойденное в России
энциклопедическое издание Брокгауза. А старший сын, Юлий, был губернатором, в
том числе в 1860-е годы - олонецким. К нему-то в
Петрозаводск и перевезли в 1864 году парализованного отца. 29 ноября (по ст. ст.) 1865 года тайный советник Константин Иванович
Арсеньев скончался и с почестями был похоронен внутри Крестовоздвиженского
храма. (Андрей Литвин)
История креста, находящегося у храма
Как гласит надпись, этот
Поклонный крест воздвигнут в 1725 году "петровских заводов жителем Иваном
Ивановым Сараевым на поклонение всем православным
христианам". Установлен он был в память о пребывании на
заводах императора Петра Великого в год его у входных ворот Петровского
завода.
Есть сведения, что первый крест разрушился от времени, а взамен его в середине
XIX в. поставлен новый.
В годы советской власти
После революции скромные
богатства даже самых убогих сельских храмов стали объектом пристального
внимания пролетарского государства. Особенно - после обрушившегося на Поволжье
страшного голода. С 1922 г. по распоряжению Москвы в петрозаводских церквах
стали брать на учет серебряные вещи. Когда 20-летний представитель губчека Павел Галдобин вместе с
консультантом-ювелиром осматривали иконостас Зарецкой церкви, на них чуть не с
кулаками накинулись возмущенные прихожане: "Твоя мама, Павлушка,
здесь все иконы перецеловала, а ты на них руку поднимаешь!" Ни одного
святого образа тогда не тронули: на церковных иконах, как профессионально споро определил консультант, не было ни одного серебряного
оклада.
В 1926 г. по указанию СНК АКССР в храмах г. Петрозаводска производилась
детальная опись имущества. Советской власти это требовалось для того, чтобы
учесть все материальные ресурсы Церкви. 16 ноября в присутствии председателя
местного отдела НКВД и члена приходского совета описали имущество Крестовоздвиженской церкви. Однако после этого храм не
закрыли. Он продолжал действовать вплоть до начала Великой Отечественной войны.
В церковь была перенесена часть имущества Святодуховского
Кафедрального собора, который впоследствии взорвали.
Священник Всеволод Иоаннович Ольховский. Похоронен на зарецком кладбище у Крестовоздвиженского
собора. Последнее место его служения - Крестовоздвиженский
собор. Здесь он служил с 1933 года до последних своих дней в 1938 году. Когда
его пришли арестовывать в очередной раз, он уже находился на смертном одре, у
него был рак горла. Это и спасло его от расстрела. Было ему тогда 54 года.
Родом он был из Вологодских краев. Отец его, Иоанн Ольховский служил
священником в Белозерске. Всеволод учился в
Петрозаводской духовной семинарии, был рукоположен во
священники и в течение 25 лет служил в Вехручье. У
отца Всеволода было шестеро детей. В 1922 году его арестовали. После
освобождения через три года они с матушкой купили небольшую избушку, и отец
Всеволод решил крестьянствовать, так как служить ему запретили. Но и работать
на земле ему не разрешили и выселили из села. Тогда отец Всеволод с матушкой
перебрались в Лодейное Поле к старшей дочери, матери Риммы Михайловны. Мать
Риммы - Александра Всеволодовна - то время уже учительствовала после окончания
Петрозаводского епархиального училища. Директор школы, где трудилась молодая
учительница, узнав, что у нее поселился отец-священник, вызвал ее и
предупредил, что если в течение 24 часов тот не выедет, ее арестуют. Пришлось
отцу Всеволоду скитаться. С 1925 по 1933 год где
только он не жил и кем только не работал.
Староста Крестовоздвиженской церкви, бывшая монахиня
Евдокия Григорьевна Малышева. В небольшой кладбищенской церкви Петрозаводска
по-прежнему совершались службы, малолюдные и... без священнослужителей, которых
в Карелии не осталось. Службы справляли женщины - прихожанки, или, как их
называли, "матушки". Имя одной из них донесли до нас архивные
документы. Монахиня Евдокия Малышева была одним из инициаторов открытия
православных церквей в Петрозаводске после его освобождения от финских
оккупантов. Она ревностно убеждала людей в истинности православной веры,
призывала к крещению и покаянию.
В послевоенные годы при всей суровости советской жизни в отношении властей к
Церкви произошло явное потепление, связанное с патриотической позицией Русской
Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны. После освобождения
Петрозаводска от финнов в городе были официально открыты три православных храма:
кладбищенские церкви - Крестовоздвиженская и
Екатерининская и церковь в Соломенном.
31 октября 1944 г. Крестовоздвиженский храм передали
верующим. Вскоре в нем появились первые священники и настоятель. В то время
духовные семинарии, открытые в СССР в 1944 г., были переполнены студентами.
Среди них были люди, прошедшие войну, награжденные боевыми наградами.
Диакон Крестовоздвиженской церкви Лев Гусаренко, посвященный в сан в 1947 г., прошел боевым
офицером всю войну, от Москвы до Кенигсберга, и среди многих наград был
удостоен и ордена Красной Звезды.
Протодиакон храма Геннадий Егоров, прибывший в Петрозаводск в 1948 г., начал
служить еще в 1917 г. Во время эмиграцией он побывал в разных странах, служил в
православных приходах в Турции, Сербии, Болгарии, Франции, Германии и Китае,
знал, семь языков.
Решением Священного Синода от 19 июля 1990 г. Ленинградская митрополия была
разделена на три самостоятельные епархии: Ленинградскую, Новгородскую и
Петрозаводскую. Спустя 41 год Петрозаводская епархия вновь получила
самостоятельный статус.
13-15 августа 1990 года состоялся визит в Карелию Патриарха Московского и всея
Руси Алексия II, который в июле был избран Патриархом. 13 августа Патриарх
вместе с другими иерархами Русской Православной Церкви совершил в Крестовоздвиженском соборе хиротонию архимандрита Мануила, благочинного церквей Олонецкой епархии, во епископа Петрозаводского и Олонецкого.
Крестовоздвиженский собор стал кафедральным соборным
храмом. Епископская кафедра находилась в нем до 2000 г.
Материал из:
1.Сайт http://300.ptz.ru
ГОСТЕВАЯ / ОПРОС
/ АВТОР
САЙТА / E-MAIL
НОВОЕ
НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О
САЙТЕ
/ ГЛАВНАЯ
СТРАНИЦА /