САЙТ
«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU
Автор сайта – ГАЙДУК
СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ Сайт основан –13 июля 2002 года |
ГОРОД: ЗДАНИЯ ГОРОДА >>> ИСТОРИЯ ЗДАНИЯ ЗАЛА ДВОРЯНСКИХ СОБРАНИЙ
(ГУБЕРНАТОРСКИЙ ДОМ)
У старинного дома на
площади Ленина, 1, который занимает краеведческий музей, длинная и богатая
история. Строился он в 1775 году как комплекс административных зданий Александровского
завода и на протяжении своей более чем двухвековой жизни поменял множество
функций. Несмотря на это, за зданием прочно закрепилось название
"Губернаторский дом".
Более столетия дом был
резиденцией губернаторов и вице-губернаторов. Как и все здания на Круглой
площади, губернаторский дом всегда относился к казенному строению, то есть,
говоря современным языком, являлся служебным жильем. Здесь проживали более
двадцати семей губернаторов и почти столько же вице-губернаторов.
Начиная с XVIII века,
в губернаторских квартирах, кроме собственно жилых и парадных помещений, часто
размещались рабочие кабинеты губернаторов с приемными и канцеляриями. Если
позволяли размеры дома, в нем устраивались залы для заседаний различных
комитетов губернского правления, в которых председательствовали непосредственно
сам губернатор или его супруга. В нашем губернаторском доме роль такого
помещения выполнял парадный двухсветный зал, расположенный слева от главного
входа в здание. Двухсветный зал, в отличие от обыкновенного, имеет вдвое
большую высоту и два яруса окон.
С 1998 года на
Круглой площади начались проектно-реставрационные работы, и начались именно с
парадного зала бывшего губернаторского дома. Реставраторы застали крайне
удручающее состояние: отсутствовали две голландские печи, паркет разбит,
медленно, но верно обрушался потолок, карнизы изуродованы, в аварийном
состоянии балкончик. И все же зал сохранил очарование старины, а его хорошие
пропорции давали возможность предположить, каким благородным и в то же время
уютным он был и мог вновь стать.
Судя по архивным
источникам разного рода, этот зал находился в центре многих важных событий в
истории Петрозаводска. Вот лишь некоторые из них.
В 1841 году "...в
большом зале при половине корпуса, занимаемой губернатором, где бывают
комитеты: народного продовольствия, дорожная, тюремная и прочие и дворянское
собрание", "в высокоторжественные дни" проводились балы и обеды.
В 1845 году, когда в
Петрозаводске вновь возникла любительская театральная труппа, в двухсветном
зале губернаторского дома ставились спектакли.
В статье
"Общественные увеселения в Петрозаводске", напечатанной 15 октября
1853 года в "Олонецких губернских
ведомостях" отмечалось: "...главным местом соединения общества зимою
служат благородные собрания. Они обыкновенно бывают в доме, занимаемом
господином начальником губернии. Здесь для собраний представлены были до сих
пор зал в два света с хорами для музыкантов, гостиная, бильярдная и комната для
буфета".
В июне 1872 года
здесь с успехом и "при большом стечении публики" прошел творческий
вечер одного из замечательных заонежских сказителей
И. А. Касьянова.
А после революции
1917 года зал дворянских собраний стал называться большим залом заседаний
Совнаркома.
Последние годы зал
был разделен многочисленными перегородками на маленькие кабинетики
у каждого окна, а средняя часть превращена в фондохранилище
с высокими стеллажами. Музей ждал и ждет реконструкции исторического здания,
которое требует немалых затрат. Первый шаг сделан - совсем скоро будет открыт
после реставрации комплекс помещений зала Дворянских собраний. Это собственно двухсветный зал, а также примыкающие к нему
небольшое круглое помещение диванной, совсем крошечная топочная с витой лесенкой
на хоры и гостиная, которая в будущем станет лекционным залом обновленного
краеведческого музея. Проектировщики-реставраторы института "Карелпроект" и строители компании "ВЕК"
постарались сделать все возможное, чтобы вернуть историческим интерьерам облик,
обращающий посетителей в XIX век.
Тогда, в 1841 году
губернский архитектор Василий Тухтаров, предложивший
радикальную реконструкцию двухсветного зала, писал в своем отчете: "...пол
сгнил, старые 2 голландские печи от давности почти разрушились, растрескались и
сих двух печей для тепла недостаточно.., хоры в зале, примыкающие к поперечной
стене, по дурному и непрочному укреплению и тяжести их конструкции отделились
от стены. Два окна, занимая
своей обширностью хоры, лишают зало света и делают безобразным вид, тогда как
если бы первоначально были устроены на противоположной стороне, а не в виде
огромного висящего ящика, тогда могли бы даже исправить собой неправильность
простенков зала... По верху при соединении потолка со стенами некогда был
карниз (или что-то похожее), но обвалился по времени... Штукатурка во многих
местах от стен и потолка отстала, и стены и потолок от дыма худых печей
закоптели"...
Похоже, Тухтаров обнаружил здесь такую же разруху, как и
современные реставраторы спустя почти 160 лет. И тот,
и другие одинаково активно взялись за дело. Правда, Василий Васильевич все
переделывал, а мы старались воссоздать именно тухтаровский
интерьер, выполненный в стиле классицизма, - просто и вместе с тем изысканно,
без излишней вычурности и с хорошим чувством пропорций архитектурного
пространства и деталей, отличающих Тухтарова во всех
его постройках.
"Хоры сломать,
вновь сделать на другой стороне зала, над новыми печами полуциркулем
от одной продольной до другой стены. Но чтобы впоследствии не иметь в осадке
опасность (как раньше), сделать оные на столбах с обшивкой по оным досками под
штукатуркой, с поставкой балюстрады с карнизом, фризом архитрава, который
тянуть кругом всей залы между верхних и нижних окон. ...
чтобы дать сей зале приличный вид, под сим карнизом
сделать дорического ордера пилястры на поперечных стенах, на продольных между
двумя окнами по две"... Хоры были перенесены и сделаны "полуциркулем", бело-золотые балясины придали им легкий
и праздничный вид, по стенам зала пробежали два карниза - потолочный и
межоконный, поддерживаемый пилястрами (плоскими колоннами) с капителями
простого рисунка. Все почти так, и все сохранилось до наших дней!
Зал Дворянских
собраний площадью чуть более 100 квадратных метров и высотой 6 метров занимает
всю ширину двухэтажного корпуса, выходя окнами и на площадь, и в сад. Когда-то
окна второго яруса были в два раза меньше по высоте нижних, повторяя
сохранившееся до сих пор соотношение окон кордегардий. Позднее, примерно в
середине XIX века, все окна вторых этажей корпусов Круглой площади были
увеличены по высоте в полтора раза для лучшего освещения помещений. Это
повлекло частичное разрушение карнизов, как со стороны фасадов, так и внутри
залов. Чтобы восстановить перерезанный окнами потолочный карниз двухсветного
зала, было принято решение вернуть окнам второго этажа изначальные размеры и
уменьшить их.
Часть окон зала,
выходящих в сад, оказалась полностью закрыта появившимися позднее строениями,
что напрочь лишило интерьер его удивительной пронизанности светом. Два окна удалось освободить, снеся
полуразрушенную пристройку, а там, где это оказалось невозможным, пришлось
прибегнуть к маленькой хитрости - устроить такие же окна, но забрать их
зеркальным стеклом. Войдя в зал, не сразу и заметишь, что не все окна смотрят
на улицу.
Кроме окон, в зале
восстановлены по двум сохранившимся печам еще две, утраченные в XX веке,
отреставрированы балясины на хорах. В полукруглой со сферическим завершением нише-конхе
под балконом будет, как и прежде, стоять бюст Петра I. Заново уложен паркет и
по обмерам восстановлены оконная столярка и филенчатые двери.
За большим залом
находится маленькая диванная, архитектурная выразительность которой усилена ее
круглой в плане формой и сводом мягких сферических очертаний. Этот свод, возведенный
из деревянных конструкций в XIX веке, интересен и с изнанки, - его видно, если
подниматься из помещения топочной по лесенке на хоры. А из диванной можно
пройти в гостиную или же выйти в сад, как это было когда-то давно.
Название топочной
говорит само за себя: отсюда топилась печь, выходящая в зал. Здесь, вероятно,
были сложены дрова. Архитектурное оформление этого помещения ограничилось лишь
тянутым потолочным карнизом, простого рисунка паркетом да такими же филенчатыми
дверями, как в зале.
Центром композиции
стала деревянная лестница, ведущая на хоры зала. Кстати, с этой лестницы можно
увидеть любопытную деталь. Во время ремонта штукатурки на поперечной стене
здания был обнаружен карниз с "сухариками" (прямоугольными выступами
под ним), явно наружного, фасадного масштаба, а также заложенные оконные
проемы. Эта находка лишний раз подтвердила, что первоначально нынешний корпус N
1 состоял из трех отдельных зданий. А фрагмент найденного карниза оставлен на
стене в раскрытом виде для любопытных. Отреставрированные помещения - результат
кропотливой работы проектировщиков-реставраторов и строителей.
Материал из:
1. газета «Лицей», № 6,
2003 г., автор статьи - Елена ИЦИКСОН,
архитектор
ГОСТЕВАЯ / ОПРОС / АВТОР САЙТА / E-MAIL
НОВОЕ
НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ
/ О
САЙТЕ
© «ПЕТРОЗАВОДСК-2», 2004