САЙТ

«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА

WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU

 

 

Автор сайта – ГАЙДУК СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ

Сайт основанне позже 13 июля 2002 года

 

 

ГОРОД: ИСТОРИЯ ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ


Как Александровский завод освещал Петрозаводск
К
концу XVIII века в Петрозаводске появилась традиция праздничного освещения - иллюминирования города к особо торжественным датам (судя по докладу коменданта города губернатору, в 1795 году первому приходилось принуждать петрозаводских обывателей "домы свои свечами и плошками иллюминовать...").
Бесплатным (и даже несколько романтизировавшим городской пейзаж) источником света был Александровский завод, находившийся как раз между двумя главными районами города. Вот как описал этот пейзаж в 1838 году преподаватель Петрозаводской гимназии и автор "Опыта описания Олонецкой губернии" Карл Бергштрессер: "Пылкий яркий огонь, из двух труб во всякое время поднимающийся, составляет единственное освещение Петрозаводска и служит, к счастью, как бы маяком для бродящих по пустынным улицам в темные осенние вечера, а на большом мосту и днем, говорят, ставят иногда фонари..."
Вероятно, эти фонари на мосту (позже получившем название Аврамовского) и были первыми уличными светильниками. В этот период для освещения широко использовалось конопляное масло, и фонари получили название "масляных". Как правило, они имели четырехгранные светильники, укреплявшиеся на деревянных столбах (в столице деревянные столбы стали заменять чугунными, фонари стали превращаться в произведения искусства, в провинции же деревянные столбы в течение всего XIX века чаще всего служили опорой для уличных светильников).

Как городская дума сдавала фонари в аренду
В
конце 1840-х годов гражданская и горная власть наконец обращают внимание на безобразное состояние улиц Петрозаводска. Появляются планы осушения заболоченных мест, замощения улиц и т.п., в 1849 году рядом с общественными зданиями в центре города устанавливается несколько фонарей. Скорее всего, это были так называемые спиртоскипидарные фонари (именно в 1849 году подобные начинают распространяться в Петербурге).
Городская дума фонари "сдает в аренду" желающим следить за ними обывателям (как правило, совмещавшим работу фонарщика с содержанием в чистоте и порядке неглинского колодца...). Денег у города катастрофически не хватает, и в поддержании городского освещения участвуют местные благотворители, например Марк Пименов, в 1853 году закупивший в Петербурге "30 ночников трехщитовых для фонарей с отсветами посеребренными за 102 рубля". В 1858 году Морское министерство дарит для еще одного источника света - маяка на Общественной пристани - 2 рефрактора; свет от них виден аж за 30 верст.

Как благодаря мастеру Попову появились керосиновые фонари
  В
1863 году в Петербурге впервые зажглись керосиновые уличные фонари, быстро потеснившие как масляные, так и спиртоскипидарные. Уже в 1864 году Петрозаводская городская дума поручила гласному Жданову найти мастера, способного переделать 41 фонарь, "чтобы освещать керосином", а также привести в порядок лестницы для зажигания фонарей. Мастер Попов за 143 рубля переделал старые светильники, и с этого времени керосиновый фонарь надолго обосновался на улицах Петрозаводска.
  Дума следила, чтобы фонарщики зажигали все фонари, чистили стекла, производили замену разбитых и так далее. Нерадивые арендаторы штрафовались и заменялись. К концу XIX века снабжение города керосином осуществлялось через представителей известной фирмы "Братья Нобель". Склад этой компании находился за городом на Соломенской дороге.
К концу 1870-х годов коренным образом изменилось освещение на Александровском заводе. Как и многие крупные промышленные предприятия, завод стал использовать газ. Для этого был построен небольшой газовый заводик, на котором газ получали из древесины.

Как горожане жертвовали на освещение
Количество уличных фонарей и соответственно затраты на их содержание постепенно росли. В 1879 году фонарей было 70 "от города" и 15 "от Александровского завода". Большая их часть была установлена на центральных улицах и на пристани.
По требованию полиции к этому количеству было добавлено еще десять - в местах, где были питейные заведения, на Зареке, у городской тюрьмы, остановки извозчиков. Все фонари содержались на пожертвования горожан. В 1875 г. на освещение было истрачено из городского бюджета 527 рублей 25 1/2 коп., на иллюминирование города - 100 рублей.
Из-за нехватки средств в 1880-е годы зачастую в лунные ночи городские улицы не освещались и полицмейстер докладывал губернатору, что в период "от заката солнца до восхода луны распространяется темнота на несколько часов, отчего для проезжающих и идущих грозит даже опасность, особенно при огромном количестве выпавшего снега".
В 1901 году в Петрозаводске был 221 фонарь на улицах и 12 на общественной пристани. Горели фонари с 1 августа по 15 апреля.

Как в Петрозаводске появилось электричество
С
1890-х гг. городское общество начинает интересоваться новым источником света - электричеством. Газета "Олонецкие губернские ведомости" обратилась в 1895 году к местным коммерсантам с инициативой о строительстве в Петрозаводске электростанции. Сравнивая затраты на керосиновое освещение с электрическим, корреспондент заверял, что последнее будет вдвое-втрое дешевле (фунт керосина, сжигаемый за вечер, стоил 5 копеек). Первым предложил свой проект электростанции начальник Олонецких заводов В.В. Перловский, однако прошло немало времени до реализации нового проекта. Раньше других в губернии электрифицировался Александровский завод (1902 год). Летом 1909 года группа местных купцов приступила к постройке плотины и электростанции на реке Лососинке у Пименовского моста (немалую роль в этом проекте сыграл В.Д. Лысанов, о котором мы писали в прошлом выпуске "Прогулки по старому городу").
2 октября 1910 года была произведена первая проба сооружений электростанции, а вечером в течение трех часов впервые горело несколько уличных фонарей.
"Так долго ожидаемый свет электричества наконец-то осветил наш темный доселе город. Приятно теперь выйти вечером на улицу, зная, что не споткнешься в тротуары или не столкнешься с первым встречным..." - писали "Олонецкие губернские ведомости".
Сначала электричеством освещалась только центральная часть города, в остальных районах Петрозаводска продолжали использоваться и керосиновые светильники (например, в 1910-е гг. зимняя дорога на Пудож из Петрозаводска по Онего освещалась керосино-калильными фонарями).

Как прогресс находил дорогу в Олонецкую губернию
П
ервые электрические фонари, однако, не устояли под натиском бури, и петрозаводчане потребовали, чтобы "хороший мастер сделал все так, как в Петербурге и Москве", а дума запаслась стеклянными шарами. В 1913 году из Петербурга было выписано 12 "дуговых пламенных фонарей".
Не только улицы осветились новым светом, применение электрической энергии в Петрозаводске уже в 1910 г. стало расширяться, масса разноцветных лампочек осветила место любимого зимнего отдыха - каток у электростанции, готовились иллюминации к праздничным дням, а "Склад новых изобретений в Санкт-Петербурге" уже предлагал новинку для полиции - "самосветящиеся электрические карандаши, весьма пригодные для ночных служебных протоколов и записей и могущие в крайних случаях заменять электрический карманный фонарь"...



Материал из:
1. Газета "Карелия"

 

ГОСТЕВАЯ / ОПРОС / АВТОР САЙТА / E-MAIL

НОВОЕ НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О САЙТЕ

Сайт управляется системой uCoz