САЙТ
«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU
Автор сайта – ГАЙДУК
СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ Сайт основан – не позже 13 июля 2002 года |
ГОРОД:
ИСТОРИЯ ГОРОДСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ
Как Александровский завод освещал Петрозаводск
К концу XVIII века в
Петрозаводске появилась традиция праздничного освещения - иллюминирования
города к особо торжественным датам (судя по докладу коменданта города
губернатору, в 1795 году первому приходилось принуждать петрозаводских
обывателей "домы свои свечами и плошками
иллюминовать...").
Бесплатным (и даже несколько романтизировавшим городской пейзаж) источником
света был Александровский завод, находившийся как раз между двумя главными
районами города. Вот как описал этот пейзаж в 1838 году преподаватель
Петрозаводской гимназии и автор "Опыта описания Олонецкой
губернии" Карл Бергштрессер: "Пылкий
яркий огонь, из двух труб во всякое время поднимающийся, составляет
единственное освещение Петрозаводска и служит, к счастью, как бы маяком для
бродящих по пустынным улицам в темные осенние вечера, а на большом мосту и
днем, говорят, ставят иногда фонари..."
Вероятно, эти фонари на мосту (позже получившем название Аврамовского)
и были первыми уличными светильниками. В этот период для освещения широко
использовалось конопляное масло, и фонари получили название
"масляных". Как правило, они имели четырехгранные светильники,
укреплявшиеся на деревянных столбах (в столице деревянные столбы стали заменять
чугунными, фонари стали превращаться в произведения искусства, в провинции же
деревянные столбы в течение всего XIX века чаще всего служили опорой для
уличных светильников).
Как городская дума сдавала фонари в аренду
В конце
1840-х годов гражданская и горная власть наконец обращают внимание на
безобразное состояние улиц Петрозаводска. Появляются планы осушения
заболоченных мест, замощения улиц и т.п., в 1849 году рядом с общественными
зданиями в центре города устанавливается несколько фонарей. Скорее всего, это
были так называемые спиртоскипидарные фонари (именно
в 1849 году подобные начинают распространяться в Петербурге).
Городская дума фонари "сдает в аренду" желающим следить за ними
обывателям (как правило, совмещавшим работу фонарщика с содержанием в чистоте и
порядке неглинского колодца...). Денег у города
катастрофически не хватает, и в поддержании городского освещения участвуют
местные благотворители, например Марк Пименов, в 1853 году закупивший в
Петербурге "30 ночников трехщитовых для фонарей
с отсветами посеребренными за 102 рубля". В 1858
году Морское министерство дарит для еще одного источника света - маяка на
Общественной пристани - 2 рефрактора; свет от них виден аж
за 30 верст.
Как благодаря мастеру Попову появились
керосиновые фонари
В 1863
году в Петербурге впервые зажглись керосиновые уличные фонари, быстро
потеснившие как масляные, так и спиртоскипидарные.
Уже в 1864 году Петрозаводская городская дума поручила гласному Жданову найти
мастера, способного переделать 41 фонарь, "чтобы освещать керосином",
а также привести в порядок лестницы для зажигания фонарей. Мастер Попов за 143
рубля переделал старые светильники, и с этого времени керосиновый фонарь
надолго обосновался на улицах Петрозаводска.
Дума следила, чтобы фонарщики зажигали
все фонари, чистили стекла, производили замену разбитых
и так далее. Нерадивые арендаторы штрафовались и заменялись. К концу XIX века
снабжение города керосином осуществлялось через представителей известной фирмы
"Братья Нобель". Склад этой компании находился за городом на Соломенской дороге.
К концу 1870-х годов коренным образом изменилось освещение на Александровском
заводе. Как и многие крупные промышленные предприятия, завод стал использовать
газ. Для этого был построен небольшой газовый заводик, на котором газ получали
из древесины.
Как горожане жертвовали на освещение
Количество уличных фонарей и соответственно затраты на их содержание постепенно
росли. В 1879 году фонарей было 70 "от города" и 15 "от
Александровского завода". Большая их часть была установлена на центральных
улицах и на пристани.
По требованию полиции к этому количеству было добавлено еще десять - в местах,
где были питейные заведения, на Зареке, у городской
тюрьмы, остановки извозчиков. Все фонари содержались на пожертвования горожан.
В 1875 г. на освещение было истрачено из городского бюджета 527 рублей 25 1/2
коп., на иллюминирование
города - 100 рублей.
Из-за нехватки средств в 1880-е годы зачастую в лунные ночи
городские улицы не освещались и полицмейстер докладывал губернатору, что в
период "от заката солнца до восхода луны распространяется темнота на
несколько часов, отчего для проезжающих и идущих грозит даже опасность,
особенно при огромном количестве выпавшего снега".
В 1901 году в Петрозаводске был 221 фонарь на улицах и 12 на общественной
пристани. Горели фонари с 1 августа по 15 апреля.
Как в Петрозаводске появилось электричество
С 1890-х гг. городское
общество начинает интересоваться новым источником света - электричеством.
Газета "Олонецкие губернские ведомости"
обратилась в 1895 году к местным коммерсантам с инициативой о строительстве в
Петрозаводске электростанции. Сравнивая затраты на
керосиновое освещение с электрическим, корреспондент заверял, что последнее
будет вдвое-втрое дешевле (фунт керосина, сжигаемый
за вечер, стоил 5 копеек). Первым предложил свой проект электростанции
начальник Олонецких заводов В.В. Перловский,
однако прошло немало времени до реализации нового проекта. Раньше других в
губернии электрифицировался Александровский завод (1902 год). Летом 1909 года группа местных купцов приступила к постройке
плотины и электростанции на реке Лососинке у Пименовского моста (немалую роль в этом проекте сыграл В.Д.
Лысанов, о котором мы писали в прошлом выпуске
"Прогулки по старому городу").
2 октября 1910 года была произведена первая проба сооружений электростанции, а
вечером в течение трех часов впервые горело несколько уличных фонарей.
"Так долго ожидаемый свет электричества наконец-то осветил наш темный
доселе город. Приятно теперь выйти вечером на улицу, зная, что не споткнешься в
тротуары или не столкнешься с первым встречным..." - писали "Олонецкие губернские ведомости".
Сначала электричеством освещалась только центральная часть города, в остальных
районах Петрозаводска продолжали использоваться и керосиновые светильники
(например, в 1910-е гг. зимняя дорога на Пудож из
Петрозаводска по Онего освещалась керосино-калильными фонарями).
Как прогресс находил дорогу в Олонецкую губернию
Первые электрические
фонари, однако, не устояли под натиском бури, и петрозаводчане
потребовали, чтобы "хороший мастер сделал все так, как в Петербурге и
Москве", а дума запаслась стеклянными шарами. В 1913 году из Петербурга
было выписано 12 "дуговых пламенных
фонарей".
Не только улицы осветились новым светом, применение
электрической энергии в Петрозаводске уже в 1910 г. стало расширяться, масса
разноцветных лампочек осветила место любимого зимнего отдыха - каток у
электростанции, готовились иллюминации к праздничным дням, а "Склад новых
изобретений в Санкт-Петербурге" уже предлагал новинку для полиции -
"самосветящиеся электрические карандаши, весьма пригодные для ночных служебных
протоколов и записей и могущие в крайних случаях заменять электрический
карманный фонарь"...
Материал из:
1. Газета "Карелия"
ГОСТЕВАЯ / ОПРОС
/ АВТОР
САЙТА / E-MAIL