САЙТ

«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»

ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА

WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU

 

 

Автор сайта – ГАЙДУК СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ

Сайт основанне позже 13 июля 2002 года

 

 

ГОРОД >>> ПРЕДПРИЯТИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ. ХРАМЫ ГОРОДА >>> ХРАМЫ ГОРОДА >>> КАТОЛИЧЕСКИЙ КОСТЁЛ

 

На проспекте Ленина, во дворе за домом № 11, в котором сегодня располагается центральная аптека, стоит кирпичное здание дореволюционной постройки. Это католическая церковь-костел.

По некоторым косвенным данным богослужения в римско-католической общине Петрозаводска начались в 1838 году. Мессы проводились в приспособленном для этого помещении, но где по какому адресу это проходило, сведений не обнаружено.

Можно лишь с уверенностью сказать, что с 60-х годов прошлого века до 1900 года в городе регулярно функционировал временный молитвенный дом, располагавшийся в частной квартире.

Самое раннее прошение о постройке костела или, как зафиксировано в документе “хотя бы часовни” датируется 31 января 1862 года. В этом обращении на имя Олонецкого губернатора А. А. Философа петрозаводские католики, ссылаясь на мнение всех католиков губернии, пишут, что они имеют в здешних краях постоянную оседлость и, следовательно, пользуются всеми правами граждан, но из-за отсутствия храма лишены возможности отправлять свои религиозные обряды, как то: исповедь, святое причастие, крещение и другие. Все это ставит их, католиков, в печальное положение, хотя существенном порядке вполне возможно исправить законным путем, так как 125 статья 11 тома Свода Звконов Российской империи закрепляет за ними так называемыми “ иностранными конфессиями”, право на легальную деятельность.

Губернатор нашел просьбу заслуживающую уважения запросил митрополита всех римско-католических церквей России, архиепископа Могилевского относительно пастырского разрешения на постройку костела в Петрозаводске.

Естественно, митрополит не возражал. Он поблагодарил А.А. Философа за уважение и благосклонное внимание “ к духовным нуждам католиков” и просил его, губернатора, покровительствовать “ в проведении его предложения к успешному исполнению”.

По указанию МВД Философов детально изучает этот вопрос, в частности, выясняет финансовые возможности католической общины Петрозаводска.

Надо заметить, что надежда на благоприятный исход дела подвигла католиков на сбор денежных средств. В результате 93 рубля поступило после благотворительного концерта, 75 рублей принес приезжий ксендз А. Кульвановский, появились другие частные пожертвования. Все эти деньги вручались Юлии Лазаревой, которая, в свою очередь, вносила их на счет сберегательной книжки.

28 мая 1862 года губернатор А. Философов неожиданно выносит решение, которое повергло католиков в полную растерянность. По его мнению, надобность в постройке храма отсутствовала по причине… незначительного количества верующих, а также недостаточности собранных средств.

В ноябре того же года католики города, а их в то время было около 255, подали прошение на имя нового губернатора Ю.К. Арсеньева, сменившего на посту Философова.

20 февраля 1863 года, уезжая из Петрозаводска, Юлия Лазарева возвратила сберегательную книжку и подписной лист в приказ общественного призрения. В своем письме Арсеньеву она просила употребить собранную сумму согласно назначению. Деньги были оставлены для приращения процентами и “до особого распоряжения”. В дальнейшем, как утверждает реляция Департамента духовных дул, иностранных исповеданий, МВД от 14.11. 1897 года, эти средства были израсходованы на приобретение церковных вещей, необходимых для совершения треб при посещении Петрозаводска римско-католическим священником.

В 1875 году на имя министра внутренних дел графа Лорис-Мельникова поступило письмо от петрозаводчанки Констанции Генович. Она писала, что католики Петрозаводска находятся в полном забвении, им негде хранить церковную утварь, временное помещение, отведенное полицией под богослужения, для данной цели совершенно непригодно. Обрисовав для сравнения положение, в котором находятся в городе иудеи и лютеране, Генович заявила, что сделает все возможное для возведения римско-католической церкви в административном центре Олонецкой губернии. В своем следующем письме она обещала построить храм и содержать притч на собственные средства. В третьем письме Генович делала необходимое уточнение о том, что богослужение необходимо проводить на польском языке, поскольку все католики Петрозаводска и губернии являются поляками.

7.12.1876 года технико- строительный комитет МВД, рассмотрел проект костела, счел нужным отправить его на доработку. Дело до конца довести не удалось, Генович умерла, не оставив средств на строительство.

Следующее ходатайство о возведении католического храма было написано в 1888 году.

Синдик (то есть уполномоченный на ведение дел) местной общины сообщал, что в город ежегодно приезжает иеромонах. Отец Ювеналис Язвицкий. От имени 122 католиков он просил разрешение на устроиство часовни в особом здании на специальном участке земли. Причем предполагалось, что богослужения будут проводиться только в летние месяцы. Узнав об этом православный епископ Павел возразил. В результате министр внутренних дел специальным уведомлением от 12 мая 1889 года на имя Олонецкого губернатора признал и это ходатайство, уже четвертое по счету, “ не подлежащим удовлетворению”.

Пятое обращение петрозаводских католиков о разрешении строительства на собственные средства “ постоянного молитвенного дома” датируется 23 апреля 1892 года. Адресовано оно было Олонецкому губернатору действительному статскому советнику М.М. Веселкину. И хотя это обращение было приурочено со стороны царственных особ, никакого ответа со стороны властей не последовало вообще.

Через три года в жизни наших католиков произошло очень важное событие-митрополит всех римско-католических церквей России отдал распоряжение о причислении временного молитвенного дома в Петрозаводске к костелу Святой Екатерины в Петербурге. Это стало возможным благодаря энергичным действиям синдиков Калитовича и Головни. По согласованию с кнездом Ювеналисом Язвицким они организовали сбор средств по подписке. Тем самым им удалось сформировать стабильный бюджет, предусматривавший как расходы на содержание самого молитвенного дома, так и на жалование священнику.

В докладной записи начальнику губернии М. В. Демидову синдик Головня сообщал, что за время его заведования делами каплицы и прихода с 1 марта 1896 года по 1 мая 1897 года на церковные надобности по отправлению треб по подписке и в качестве добровольных приношений поступило 951 рубль 38 копеек, а на богослужения израсходовано 694 рубля 38 копеек.

12 мая 1897 года католики подали губернптору М. В. Демидову свое шестое по общему счету прошение. Написали его синдики молитвенного дома колежский советник Ксаверий Головня и надворный советник Венедикт Жалковский. Используя высокий слог, они говорили об осозноности католиками Петрозаводска, число их достигало 150 человек, великое назначение христианства в нравственном воспитании как взрослого населения, так и детей, выражали озабоченность людей по поводу отсутсвия настоящего храма и, надеясь на добрую волю властей, просили начальство разрешить им построить на собственные средства небольшую капелицу, то есть часовню.

Начальство разрешило.

14 ноября 1897 года Департамент духовных дел иностранных исповеданий в циркуляре на имя Олонецкого губернатора сообщал, что господин министр, признал “ вообще возможным дозволить устройство римско-католической капелицы в Петрозаводске, но при условии отношения всех по сему предмету расходов на средства местных католиков и представления плана оной на предварительное рассмотрение министерства”.

4 декабря копия этого разрешения была вручена священнику Ювеналису Язвицкому.

24 января следующего года об успешном исходе поданного ходатайства объявлено синдиком Головня и Жалковскому. Одновременно им предложено подготовить план будущей каплицы и приговор, то есть обязательство о содержании притча.

4 февраля Жалковский представил губернатору требуемые документы.

10 апреля технико-строительный комитет МВД империи утвердил проект часовни.

11 июня в Петрозаводск, прибыл настоятель костела Святой Екатерины почетный каноник Эразм Ключевский.

13 июня 1898 года состоялась торжественная церемония освящения и закладки фундамента храма. “Олонецкие губернские ведомости” сообщали, что обряду сопутствовала на редкость теплая погода.

Вскоре строительный комитет, израсходовав собранные католиками 6575 рублей не сумев возвести постройку, по недостатку средств сделали долг еще в 2700 рублей для приобретения нужного материала. Для его частичного покрытия Департамент общих дел МВД выделил общине 500 рублей.

Позднее Язвицкий писал: “… начали постройку каменного здания часовни по улице Святноволоцкой и к половине мая 1900 года здание вчерне готово; и алтарь перенесен из нанимаемой до этого частной квартиры в храм. Часовня освящена в 1904 году. Строительство к этому времени обошлось в 14 тысяч рублей.

К началу строительства имелось 1318 рублей 94 копейки, властями ассигновано 500 рублей, а остальные 12 тысяч рублей следует покрыть за счет добровольных пожертвований местных католиков, а также, независимо от сего, из того же источника покрять еще 1000 рублей ежегодного расхода… на содержание каплицы и притча, что составляло в 1898 году 6000 рублей.

Между тем финансовое положение общины было крайне тяжелым. Умерли наиболее состоятельные прихожане. И хотя в составе общины оставалось еще около 100 человек, уровень обеспеченности ее членов значительно понизился. На окончательную отделку храма и приведение в должный вид земли требовалось еще не менее 4000 рублей и еще 360 рублей ежегодно на содержание священника. Департамент общих дел и католическая духовная консистория ходатайства общины не поддержали.

А еще храм остро нуждался в органе, как важном атрибуте музыкального оформления католической мессы.

С инструментом помог некто И. Гурек, житель Петербурга, который на свои средства приобрел, доставил и установил его в храме. 24 июня 1906 года “ Губернские ведомости” не без гордости сообщали, что костел обогатился “ новым настоящим, хотя и миниатюрным органом фабрики Антона Шиманского из Варшавы”.

Благодаря тому же И. Гурену для храма были выписаны еще и новые хоругви.

“Исполнению подлежало”, согласно архивным данным, “устройство каменного пола и амвона, отделка наружных стен, постройка каменной главы взамен деревянной, окраска крыши, сооружение кладовой, постройка отдельной колокольни, мощение двора….”.

Часть этих работ была проведена, часть не успели.

Стены и главка, к примеру, так и остались в первозданном виде, не была сделана и колокольня, но старожилы города хорошо помнят, что перед храмом стояла скульптура Пресвятой Девы Марии и церковная ограда, которая вплотную подходила нынешнему проспекту Ленина.

Храм представал собой взору в виде средневековой базилики. Здесь были переходы арочного типа; освещение осуществлялось в основном за счет окон. Здание выделялось размерами и необычной архитектурой, и был единственным каменным зданием на всей улице. В 1908 году в костеле были сделаны скамьи; римско-католическая обрядность, как известно, позволяет при богослужении сидеть.

Вплоть до 1909 года храм действовал в рамке каплицы, относившейся к приходу Святой Екатерины в Петербурге. С 1910 года по данным Олонецкого статистического комитета каплица именуется уже костелом со статусом самостоятельного прихода Пресвятой Девы Марии.

В 1916 году прихожане просили митрополита выделить средства на постройку причетного дома, школы и приюта для беженцев. Ответ, судя по архивным данным, был отрицательным, так как в 1924 году деревянный, так называемый дом все еще оставался недостроеным. Впоследствии усилиями прихожан он был все-таки доделан и …реквизирован новой властью как церковное имущество.

После Октябрьской революции 1917 года костел некоторое время беспрепятственно исполнял свои функции. Откровенное давление со стороны советской власти началось в 1924 году; когда на места был разослан секретный циркуляр наркома внутренних дел Белобородова. Органам НКВД предлагалось собрать негласную информацию о наличии костелов, католических священников, приходских советов, организационных католических центров. Запрашивались также сведения о наиболее активных ксендзах и прихожан-католиков.

В марте, а затем в августе 1924 года НКВД Крелии докладывало, что “ на территории республики имеется только один костел, находящийся в Петрозаводске”, приход состоит из 30-35 человек, постоянного ксендза нет, а такового по мере надобности “приглашают католики из Ленинграда”.

С 1925 года в нашем крае прокатилась волна закрытия часовен и церквей.

7 марта этого года костел осмотрела официальная комиссия, которая выявила “ халатное отношение к государственному имуществу”, а также отсутствие договоров как на эксплуатацию так и на страховку здания.

В решении комиссии говорится: “ Костелом занимается большая площадь, обсуживающая небольшую группу верующих (в среднем 20 человек в праздник), так как другие религиозные организации такой же площадью обслуживают 5-6 тысяч человек, поэтому ввиду жилищного кризиса, комиссия полагает возможность перевода группы в другое здание.

Однако фракция РКП(б) Совнаркома республики которая тоже занималась церковными вопросами, сочла нужным “ от проведения в жизнь намеченных мероприятий об изъятии костела для культурных целей воздержаться”.

Объяснялось это тем, что и 24 апреля 1925 года уже было зарегистрировано 62 католика, “кои подали заявку о желании взять по договору костел для совершения религиозного культа”.

Этот договор заключен с общиной 1 мая 1926 года, однако в фондах ЦГА РК он отсутствует.

17 января 1927 года новая комиссия осмотрела костел, и опять было вынесено решение о его закрытии. В представлении НКВД говориться, что это связано “с рядом нарушений договора, допущенных со стороны Католической общины верующих”.

На следующий день данное предложение поддержал и ЦИК КАССР. В качестве обоснования католической общине предъявили ряд претензий, среди которых опять фигурирует “ небрежное отношение к государственному имуществу”, а также плохое отопление здания из-за “неисправности печей и отсутствия дров”.

1 марта 1927 года в костеле собралась ликвидационная комиссия, описала имущество и составила акт, согласно которому оно распределяется следующим образом:

  1. наиболее ценная утварь - кресты, короны и прочее передавалось в наркомфин для дальнейшей реализации;
  2. Орган, книги священника Грасса, портрет Язвицкого, стулья, парты, скамейки, покрывало, а также рояль, “ если таковой найдется”, переходило в собственность наркомпроса.
  3. Карельскому музею достались иконы, кресты, канделябры, подсвечники, хоругви, статуя Богоматери, балдахин, катафалк и гроб к нему.

Всего из храма было изъято и конфисковано 265 различных предметов. Десятилетия ушли у католиков, чтобы поднять и обустроить этот храм, и лишь один день потребовался, чтобы все разрушить.

Во время финской оккупации Петрозаводска в бывшем костеле, по утверждению лютеран, проводила богослужения лютеранская церковь.

После войны в перегороженном на два этажа здании располагался радиокомитет - внизу играл симфонический оркестр, вверху работали радиоредакции.

С 1961 там работал аэроклуб ДОСААФ.

Затем Дом культуры профтехобразования и Союз композиторов.

Первое ходатайство председателю правительства о возвращинии католикам их храма датируется 1 июля 1994 года. Оно написано Т. Кондручевичем и подкреплено 200 подписями верующих.

Материал из:

1.      http://stf.karelia.ru/

2.      Фото № 1 – сайт «Карелия католическая»

3.      Фото № 2 – http://archives.karelia.ru/

 

 

ГОСТЕВАЯ / ОПРОС / АВТОР САЙТА / E-MAIL

НОВОЕ НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О САЙТЕ

/ ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА /

 

 

© «ПЕТРОЗАВОДСК-2», 09.07.2004 г.

Сайт управляется системой uCoz