САЙТ
«ПЕТРОЗАВОДСК – 2»
ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ ГОРОДА ПЕТРОЗАВОДСКА
WWW.PETROZAVODSK2.NAROD.RU
Автор сайта – ГАЙДУК
СТАНИСЛАВ ГЕОРГИЕВИЧ Сайт основан – не позже 13 июля 2002 года |
КУЛЬТУРА:
ИСТОРИЯ ДВОРЦА ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА >>> ИСТОРИЯ ДВОРЦА ДЕТЕЙ С 1936 ПО 1937 Г.Г.
История Дворца начинается с 1936 года. В феврале 1936 года на
областной ком-сомольской
конференции выступил с докладом заведующий отделом учащейся мо-лодежи
Иосиф Михайлович Моносов. Он говорил о невнимании к
запросам детей, о том, что не организована работа с юными дарованиями в самых
различных на-правлениях,
дети предоставлены сами себе:
"В Карелии надо иметь центр художественного воспитания детей. Надо создать Дворец пионеров и сделать этот Дворец не только
центром художественного вос-питания, но и центром
всех форм детской самодеятельности и любительства - авиомоделирования,
техники, литературы, шахмат и т.д.
12 марта 1936 года в республиканской газете "Комсомолец Карелии" было
опубликовано Письмо пионеров и школьников города Петрозаводска П.А. Иркли-су, Н.В. Архипову, П.И. Бушуеву, П.П. Маринушкину (правительству Карелии) "Мы хотим
иметь свой дворец".
"Дорогие товарищи! Петр Андреевич, Николай Васильевич, Павел Иванович,
Павел Петрович! Мы, отличники города Петрозаводска, решили обратиться к вам с
большой нашей пионерской просьбой.
Мы знаем, что партия и правительство относится к детям с отеческой заботой и
любовью, что дети в нашей стране окружены вниманием всего народа, как нигде в
мире.
Во многих городах нашей родины пионеры и октябрята имеют хорошие усло-вия для своих любимых занятий
в свободное время.
В Свердловске, Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Томске и других городах
Советского Союза дети имеют свои дворцы.
В Москве по личному предложению товарища Сталина принято решение по-строить дворец пионеров и
октябрят в районе Ленинских гор - в самом красивей-шем
месте столицы на берегу Москва-реки.
"Пионерская правда" рассказывает нам о Ленинградском дворце пионеров
и октябрят, для которого передан бывший царский дворец.
Этот дворец ленинградские пионеры называют сейчас дворцом радости.
И, действительно, - чего только не будет в этом дворце! Там будет все. Там бу-дут открыты и студия изобразительных искусств для
художников и скульпторов, и классы музыки и пения, дом художественного
воспитания и своя электрическая станция, обсерватория и купальный бассейн,
который будет действовать и зимой, и даже комната писателей Маршака и
Чуковского, в которой будут представлены ге-рои их произведений.
Когда мы читаем такие сообщения в газетах, то поневоле завидуем пионерам тех
городов, где имеются такие прекрасные дворцы. Завидуем потому, что в столи-це нашей республики нет не
только дворца, но и хотя бы дома пионеров и октяб-рят.
У нас ведь тоже есть свои любители техники, и ребята, увлекающиеся музыкой,
рисованием, спортом.
Но они почти не учатся, на них обращают внимание только тогда, когда прохо-дит смотр юных дарований или
спартакиада, или какая-нибудь кампания.
Вот Женя Кучеров из седьмой школы в подарок к X съезду ВЛКСМ со своими
товарищами строит летающий планер нормальных размеров. Так ему негде стро-ить. Он устроился в школьной
мастерской, но он мешает проводить там уроки, а ему мешают работать ученики.
Была у нас авиамодельная лаборатория при аэро-клубе,
но ее почему-то закрыли. А в городе авиамоделистов 160 человек.
Или театр юных зрителей. За короткое время все школьники полюбили свой те-атр. А в каких условиях он
работает? Он помещается в клубе Лыжной фабрики, где там ни поиграть, ни
провести интересную встречу с артистами негде. А в Москве детскому театру
передали здание Московского художественного академического театра.
Поэтому мы и решили обратиться к Вам.
Дорогие товарищи! Мы просим Вас передать для Дворца пионеров и октябрят здание
бывшей губернской земской управы - на набережной Нуортева,
а для театра юных зрителей - помещение кинотеатра "Красная
звездочка".
Пусть и у нас в этом дворце будет и детская техническая станция, и спортзалы, и
художественные мастерские, и технические лаборатории, и классы музыки, пения,
танцев и обсерватория, и хорошая библиотека.
Мы верим в то, что Вы горячо отзоветесь на наш призыв, и в подарок нам, про-летарским детям, откроете к X
съезду нашего вожака - ленинско-сталинского ком-сомола
в столице нашей республики - городе Петрозаводске Дворец пионеров и октябрят.
Дорогие Петр Андреевич, Николай Васильевич, Павел Иванович и Павел Пет-рович! Черев Вас мы обращаемся
к руководителям партийных, советских и комсо-мольских
организаций в районах с призывом - пусть и они в подарок колхозным ребятам
оборудуют клубы, детские комнаты, библиотеки и технические станции!
Отличники
учебы города Петрозаводска.
Пионеры 4 средней школы: Леля Шемякина, Коля Протопопов, Юра Георгиевский, Тося
Басова, Тамара Гачкина, Лиля Богданова, Валя Левкина,
Зоя Третьякова, Тася Мелькина,
Зина Васильева, Тося Давыдова.
Пионеры 1-ой средней школы: Зоя Упорова, Вячеслав
Егоршин, Галя Щеглова, Валя Копытова, Надя Веселова, Клавдия Грибанова.
Пионеры 7-ой неполной средней школы: Муза Матросова,
Нина Родишевская, Юля Сологуб, Вера Зайкова, Коля Иванов, Боря Ники-тин,
Клава Николаева, Мария Якушева, Лидия Куликова, Людмила Трифонова, Людмила Бутузова, Люба Трошина, Валя Рожина."
(Газета«Комсомолец
Карелии». – 1936. – 12 марта.
Национальный архив Республики Карелия)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------
Создадим Дворец радости
Обращение пионеров города Петрозаводска к товарищам П.А. Ирклису,
Н.В. Архипову, П.И. Бушуеву и П.П. Маринушкину о
создании Дворца пионеров и ок-тябрят,
опубликованное в нашей газете от 12 марта 1936 года, нашло живейший отклик у
детей, педагогов и стахановцев города. В своих письмах, которые мы пе-чатаем сегодня, они горячо
поддерживают просьбу ребят и выражают надежду, что эта просьба будет
удовлетворена. Стахановцы Онежского завода уже пишут о том, что они помогут в
оборудовании детской технической станции, которая должна быть, конечно, открыта
при Дворце детей.
Необходимость создания Дворца детей у нас в Петрозаводске, ощущается по-вседневно. Перед областной
конференцией ВЛКСМ проходил городской смотр юных дарований. Этот смотр показал,
что, несомненно, даровитые дети системати-чески
не учатся, с ними никто не работает.
В каждой школе есть любители техники. В 8 школе ученик Деккоев
сделал ра-диоприемник. А
дальше что? Очевидно, Деккоеву неинтересно повторять
это еще раз – делать второй приемник. А десятки Деккоевых,
объединенные со всех школ города при детской технической станции Дворца, могли
бы поставить перед собой более серьезную задачу, например, оборудовать свой
радиоузел. Кроме захваты-вающего
интереса это было бы так же и углублением своих знаний.
У нас есть подающие надежду юные художники, музыканты, танцоры, шахматисты,
поэты, любители гимнастики, водного спорта, лыж. Они занимаются, в лучшем
случае, в школьных кружках. И, поднимаясь по своим способностям над средним
уровнем кружковцев, мало удовлетворяются занятиями в школьных кружках. С ними
должна быть организована систематическая учеба повышенного уровня.
Наконец, дети имеют много свободного времени. Сейчас в Петрозаводске для того,
чтобы культурно и весело провести досуг очень мало возможностей. В кино или
театр юных зрителей нельзя ходить ежедневно. Негде поиграть,
порезвиться, послушать музыку, сыграть в шахматы, потанцевать, обсудить хорошую
книгу, послушать хорошие концертные выступления артистов, хорошего чтеца, дерекламаторов и т.д. Нет у нас и единого
руководящего методического центра по самодеятельной работе среди детей.
Во многих городах Союза (Одессе, Херсоне, Сталинграде, Томске, Куйбышеве,
Смоленске и др.) эти вопросы решены раз и навсегда созданием дворцов пионеров и
октябрят с различными творческими лабораториями, детскими театрами, техническими
станциями и самодеятельными группами.
Для таких дворцов отводились лучшие здания в городе, их украшали известные
архитекторы, скульпторы и художники. Эти дворцы дети по праву зовут «дворцами
радости, чудесной сказки и мечты».
«Мы поневоле завидуем пионерам тех городов, где имеются такие прекрасные
дворцы» – писали наши отличники учебы, - завидуем мы, потому что в столице нашей
республики нет не только дворца, но хотя бы дома пионеров и октябрят.
Пора и в Петрозаводске – столице Карельской республики, создать такой дворец.
Запросы детей настоятельно требуют этого.
(Газета «Комсомолец
Карелии». – 1936. – 14 марта (№ 37).
Национальный архив Республики Карелия)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Центр
работы с детьми
Прочитав в газетах обращение пионеров – отличников учебы к тт. Ирклису, Архипову, Бушуеву и Маринушкину,
педагогический коллектив 9 неполной средней школы поддерживает инициативу ребят
о передаче здания бывшей земской управы под Дворец пионеров и кинотеатра
«Красная звездочка» под детский театр.
Задача воспитания подрастающего поколения с настоятельной необходимостью ставит
перед школами вопрос об организации и постановке внешкольной работы. Надо дать
ребятам возможность проявить свои индивидуальные способности, удовлетворить их
эмоциональные и технические запросы. Нельзя сказать, что с этим делом школы
города, в частности, 9 неполная средняя школа, справились в полной мере. Большой
трудностью в этом является отсутствие организующего и методического центра.
Таким центром мог бы быть и Дворец детей.
Педагоги: Полькин, Осипова, Климова, Тороева, И. Меньшин и Трапезинов.
(Газета «Комсомолец
Карелии». – 1936. – 14 марта (№ 37).
Национальный архив Республики Карелия )
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Отклики на письмо отличников учебы
тт. Ирклису, Архипову, Бушуеву и Маринушкину
Пусть цветут юные
дарования
Мы, старые педагоги школ Петрозаводска, отдавшие десятилетия своей работы на
воспитание молодых поколений, прочитав письмо к Вам пионеров города, присоединяемся
к их просьбе.
Детям нужен свой дворец культуры, свой хороший детский театр. Пусть ярче,
полноценнее развиваются дарования нашей страны. Такой дворец детей, в котором
ребята смогли бы заниматься их любимыми делами, смогли бы слушать музыку, сами
учиться музыке, учиться рисованию, проводить культурно свой досуг, - детям
нашего города доставит большую радость. Это поможет нам, педагогам, в воспитательной
работе. Это сделает детство наших учеников действительно радостным, какое
возможно только в наше время, в нашей замечательной стране.
Громов (педстаж 35 лет), Петров (педстаж 21 год), Ершов (педстаж
16 лет), Сергеева (педстаж 17 лет), Лебедева (педстаж 19 лет), Умансев (педстаж 22 года), Колибрина (педстаж 30 лет).
(Газета «Комсомолец
Карелии». – 1936. – 17 марта (№ 38).
Национальный архив Республики Карелия)
------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Прекрасная инициатива
Работники театра юного зрителя с громадной радостью и глубоким удовлетворением
прочитали письмо ударников учебы.
Мы, работники ТЮЗа, всецело присоединяемся к просьбе
пионеров и школьников организовать в Петрозаводском Дворце детей, который будет
центром культурного отдыха и разумного развлечения для детей, и в то же время
помещением для театра юного зрителя.
Мы горячо благодарим ударников учебы за их инициативу и твердую уверенность,
что вы, дорогие товарищи Ирклис, Архипов, Бушуев и Маринушкин, в самые кратчайшие сроки удовлетворите и их и
нашу просьбу.
По поручению работников ТЮЗа директор и художественный
руководитель Пергамент.
Главный режиссер Ильштейн.
Председатель месткома С. Воробьева.
Комсорг Либерман.
(Газета «Комсомолец
Карелии». – 1936. – 18 марта (№ 39).
Национальный архив Республики Карелия)
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Пионеры у т. Маринушкина
Вчера секретарь обкома ВЛКСМ тов. Маринушкин
беседовал с пионерами – отличниками учебы. Пионеры рассказали тов. Маринушкину о том, что письмо отличников учебы о создании в
Петрозаводске Дворца пионеров и октябрят ожив-ленно
обсуждается в пионерских отрядах. Ребята горячо поддерживают это обра-щение. Вова Аристархов
говорит о том, что пионеры школы, где он учится, после просмотра фильма «На
Луну с пересадкой» решили строить учебный планер. К 1 Мая планер будет готов. У
них в школе есть много любителей техники и авиамоде-лизма, но нет хороших руководителей.
Выступали фотолюбители, юные радиолюбители, физкультурники, каждый из них
рассказывал о пионерском отряде, о детской самодеятельности, о том, что пионеры
с надеждой ждут ответа о Дворце пионеров и октябрят.
В заключение беседы тов. Маринущкин сказал: «У вас
самые разнообразные за-прос,
среди вас есть художники и музыканты, танцоры и любители литературы, техники,
авиамоделизма и т.д. Школы иногда не в состоянии удовлетворить эти за-просы.
Пионерам нужен свой Дворец. Обком комсомола добьется, чтобы Дворец у вас был.
Газета «Комсомолец Карелии». – 1936. – 18 марта (№ 39).
Национальный архив Республики Карелия
Отклики
на письмо отличников учебы
Мы
будем рады
Мы, пионеры, отличники 3 неполной средней школы поддерживаем обращение
петрозаводских пионеров об открытии у нас в городе Дворца пионеров и октябрят.
В нашей школе тоже есть много ребят, которые очень желают научиться строить
планеры, изучать авиамодельное дело.
Ваня Дмитриев, ученик, сейчас вынужден продолжать строить настоящий планер в 7
школе, где тесно и неудобно. Наши ребята, а таких много,
любят играть на музыкальных инструментах, заниматься физкультурой, выступать на
сцене, рисуют, поют, играют. В школе развернуть всю эту большую работу
невозможно. Мы будем очень рады открытию Дворца пионеров.
Ученики 3 неполной средней школы города Петрозаводска:
Петя Гульнев, Цалюк, Балуков, Туркова, Перласов, В. Филиппов,
В. Карельская, Романов, Малинов,
Михайлов.
(Газета «Комсомолец
Карелии». – 1936. – 20 марта (№ 40).
Национальный архив Республики Карелия)
***
Поток отговорок
Наркомпрос республики не руководит внешкольной
работой среди детей.
Забытые дарования
В июле прошлого года (1935) состоялась всекарельская
олимпиада художественной самодеятельности. В числе талантливых исполнителей
жюри отметило и 25 учеников карельских школ.
Этим детям вручили премии. Нарком просвещения т. Вихко
произнес прочувственные речи, выразил уверенность, что следующая олимпиада
покажет еще большее развитие массовой самодеятельности, и ребята разъехались по
домам с надеждой учиться, совершенствоваться и творчески расти.
Олимпиада забылась. Выветрилось из памяти наркомпросовских работников и юные
дарования.
В управлении начальных и средних школ даже не знают, кто из детей был премирован,
это можно выяснить только в бухгалтерии по ведомостям на выдачу премий. Правда,
кое-кто из ребят были посланы на учебу в Ленинград, но об остальных (а их
подавляющее большинство) Наркомпрос забыл. Никакой
помощи со стороны Наркомпроса сотни юных музыкантов,
танцоров, художников, поэтов Карелии не получают.
В 4 школе Петрозаводска, например, есть Женя Воробьев. Он увлекается игрой на
баяне, не раз получал одобрительные отзывы о своей игре на олимпиадах само-деятельного искусства. Но
сейчас он остановился в творческом росте. Даже боль-ше. Нашелся «взрослый» чиновник от музыки,
который заявил этому мальчику: «Что ты на баяне играешь. Этот инструмент
годиться только в ресторане».
М. Афонин.
(Газета «Комсомолец Карелии». – 1936. – 22 марта (№ 41).
Национальный архив РК)
Материал
опубликован в Информационном вестнике Дворца Творчества Детей и Юношества
<<Диалог>> - № 34 (40) - май 2000 г., город Петрозаводск.
Редактор-составитель -С.А.Вишневская
ГОСТЕВАЯ / ОПРОС / АВТОР
САЙТА / E-MAIL
НОВОЕ
НА САЙТЕ/ СКОРО НА САЙТЕ / О
САЙТЕ